|
Скончался великий советский кинорежиссёр Марлен Хуциев - 2019.03.19
Народный артист СССР, режиссер Марлен Хуциев умер в возрасте 93 лет. Об этом ТАСС сообщил во вторник представитель Союза кинематографистов РФ. "Марлен Мартынович скончался сегодня в 07:00 утра", - рассказал собеседник агентства. По его словам, время и место похорон будет известно позднее. Прощание, по предварительным данным, состоится в Доме кино. Марлен Хуциев был госпитализирован перед Новым годом вместе с супругой Ириной Соловьевой, режиссер отказывался ложиться в больницу без жены, волнуясь за ее самочувствие. Супруга режиссера умерла 4 января в реанимации. От редакции: Крепкая, неразрывная семейная связь, тандем музы и гения - вот и была тайна творческого долголетия Марлена Мартыновича. И пережил он жену совсем не на много. Мы были знакомы лично - более того, являясь поклонником режиссёра, я ещё заочно, через Гильдию кинематографистов в Доме Кино, через вахтёра передавал ему свою первую, чёрненькую книжку стихов в 1999-м. Он её, правда, не запомнил - сей момент я уточнил уже в 2002-м, когда брал у него интервью для "Независимого Обозрения". Обстоятельства этого нежданного-негаданного мастер-класса (взять интервью удалось только после недели хождения на его предпросмотры, на его курс во ВГИКе) описаны в "Поэме Столицы" - зато за те полчаса, что я записывал его речь на диктофон (кассета у меня хранится), удалось так плотно "наобщаться" по эпизодам "Заставы Ильича" и "Июльского дождя" и даже о Тарковском, что хватило надолго. И даже некоторый ликбез насчёт итальянского неореализма я успел получить, уникальные знания, передаваемые из уст в уста. В плеяде режиссёров-шестидесятников, классиков соцреализма и вообще нашего Большого чёрно-белого кино Хуциев стоит, конечно, на высочайшей ступени. Были режиссёры-дельцы, режиссёры-актёры, он же был Режиссёром - и только, но с самой большой буквы. Был лучшим и тончайшим соцреалистом, который снял сам не так много кинофильмов, зато подготовил чрезвычайно много студентов, несколько поколений, делился с ними тайнами искусства, но не ремесла. Хуциев сумел остаться Советским не только по киностилю, но и по жизни - даже в период разгула капитализма, когда околопутинский Бесогон наш Мигалков продавал оптом и в розницу (субаренду "Пяти звёздам") здания кинматографистов в центре Москвы (Музей Кино на Пресне, например, а сейчас и весь "Соловей" хотят снести - спасибо Никите Сергеевичу), он возглавил ту часть Союза кинематографистов СССР, которая к торгу этому не желала быть причастной. Он остался Советским классиком даже в постсоветском безвременье, не сняв после "Послесловия" ничего, как бы отвергая саму действительность, недостойную его объектива. Сам не снимал, зато упрямо, усидчиво учил поколения во ВГИКе, как когда-то учил и Андрея Тарковского. Это очень большая утрата для страны, невосполнимая, личная... Последним его фильмом должен был стать короткометражный диалоговый кинофильм о Толстом и Чехове - вот, так и не знаю, закончил ли. Никаких сиквелов и римейков "Заставы" и "Дождя" не планировал, как мне и сообшил честно. Время наше - 00-е и 90-е, - не дотянуло до его уровня. (Недавно в "Олимпийском" купил на ДВД тот монтаж "Заставы", что назывался "Мне 20 лет", и наконец понял разницу. А теперь - ни "Олимпийского", ни режиссёра) И знаете, что мы в 2000-м писали шрифтом "Родченко" на стене дома 6 на Рабочей улице, когда пытались защитить его от сноса (на его месте теперь типовая 16-этажка), полагая, что там снимали эпизод "Заставы Ильича" (возвращение из армии, двор)? "Слава Хуциеву!" Потом и вторую книгу стихов с поэмой "Дом", написанной сразу после событий нашей безрезультатной защиты конструктивизма - я принёс ему во ВГИК, уже на кафедру... Дмитрий Чёрный, писатель, кинозритель
|
|