|
Царские забавы - 2009.08.21
Казаки хотят переименовать Краснодар, чтобы горожане маршировали дружно, как при Екатерине Второй Лозунг «Ткачеву – Екатеринодурь, жителям Кубани – Краснодар!» набирает популярность. То и дело он появляется на пикетах и митингах. Между тем, объявленное кубанским губернатором Ткачевым возрождение казачества простирается гораздо дальше переименований, поскольку школьники носят казачью форму, а в драмтеатре казаки сменяют академических актеров. Идея переименования Краснодара была озвучена в начале 90-х годов. Но на референдуме в 1993-м против нее высказались более 70 % горожан. После этого вопрос долгое время не поднимался. В конце 2000 года губернатором Кубани стал Александр Ткачев. Будучи членом КПРФ, он параллельно вступил в «Единую Россию» и объявил возрождение казачества главной идеей своего правления. О том, что будет добиваться переименования Краснодара, Ткачев заявил в 2004 году на Всемирном сборе кубанских казаков. Те поддержали его единогласным «Любо!». Однако последующий опрос горожан показал, что сторонники переименования по-прежнему в меньшинстве. В 2005 году Ткачев заявил, что город станет Екатеринодаром через год. С тех пор повсюду в городе видны баннеры и бигборды с намеками вроде «Екатеринодар... Возвращение». Через год имя не вернули, а кампания в пользу переименования продолжается. Местные газеты кишат историческими статьями, одинаковыми, как горошины. По губернаторскому телеканалу «НТК» через каждые 10-15 минут крутили черно-белые ролики: как казаки воевали с черкесами, как ловили раков, как маршировали и т.п. Согласно переписи 2002 года, в крае живут представители более 120-ти национальностей, но про них на «НТК» я не слышал. В передаче «Казачий вестник» канал рассказывал, что голодомор 30-х годов был направлен против кубанского казачества (в действительности тогда пострадали люди разного происхождения). – Еще в начале девяностых нам пытались доказать, что казачество является отдельным народом, хотя и в составе русского этноса, – говорит доктор политических наук Михаил Савва. – Представление об особой этничности казачества антипатриотично. Попытки внедрить его делались в надежде получить какие-то льготы и преимущества. В 1992 году, после принятия российским Верховным Советом закона «О реабилитации репрессированных народов», казаки заблокировали здание тогдашнего крайсовета депутатов и требовали принять решение о реабилитации кубанского казачества. Но тогдашняя кубанская власть на это не пошла. Зато нынешняя установила перед зданием краевой администрации громадную фигуру казака на коне. Правда, нашлись критики: по традиции, казак должен держать поводья в левой руке, чтобы правая была свободна для оружия; а памятник держит поводья наоборот. Но сторонники монумента придумали объяснение: это он не хочет доставать оружие, потому что мечтает о мире. – Уместно возрождать казачество как культурно-историческое течение. Но возродить его как сословие Российской империи невозможно, – говорит историк Виталий Бондарь, написавший не одну книгу об истории города. –Исторический смысл существования казачества закончился тогда, когда его территории перестали быть пограничными. – Екатерина в свое время разгромила Запорожскую сечь, а теперь губернатор призывает казаков ее любить, – говорит потомственный казак, известный кубанский писатель Иван Бойко. – Ткачев хочет, чтобы казачество служило власти. Но казаки – люди свободолюбивые, ненавидящие рабство. Узнать об учебной программе «казачьих классов» я пытался в пресс-службе администрации Краснодара, но ответа не получил. Конечно, нет ничего плохого в том, что дети маршируют в казачьей форме, играют на бандурах и занимаются рукопашным боем. Но маршируют они на фоне других учеников, у которых формы нет. Из психологии известно, что форма повышает статус человека. Получается, в школах учатся дети с разным статусом? При этом глава Краснодара заявил о дополнительном финансировании «казачьих классов». Согласно той же психологии, все это может привести к возникновению разобщенности. Я опросил ряд ученых, писателей, преподавателей. Посетовав на нынешнюю ситуацию, многие просили: «не пишите про меня, моим детям потом здесь жить». Зато в Кубанском казачьем хоре подобных проблем нет. Его руководитель Виктор Гаврилович Захарченко является флагманом кубанской культуры. В Краснодаре именем Захарченко назвали общеобразовательную школу. В станице Дядьковской создан его дом-музей. Перед концертами хора Виктор Гаврилович нередко берет слово и учит публику жить по Божьим заповедям. Из-за этого злопыхатели называют его Виктором Кубанским, намекая на имена святых. И напрасно, потому что в мирских делах он ориентируется не хуже, чем в духовных. Например, аудиоальбом его авторских песен издан на средства олигарха Олега Дерипаски (Виктор Гаврилович рассказывал, что Дерипаска слушает его песни перед сном). Лет пять назад Захарченко написал гимн Краснодара, который исполняет Кубанский казачий хор. Я опросил на центральной улице города 40 краснодарцев разного пола и возраста. Одним из вопросов был «Знаете ли вы гимн Краснодара?». Не знает ни один, в отличие от гимна России (есть аудиозапись опроса). Удивляться нечему: простому человеку запомнить мелодию Захарченко непросто. В сентябре в Краснодаре перезахоронили прах кубанског историка Федора Щербины, привезенный из Праги. Теперь ему хотят ставить памятник. В начале 20 века Щербина написал «Историю Кубанского казачьего войска». Однако в моем опросе из 40-ка человек об этом знал только один. А вот Чайковского знало большинство. Но дело даже не в этом. Родился Щербина в 1849 году, а на стелле у надгробия написан 1846-ой – видимо, впопыхах цифру «9» перевернули вверх ногами. Недавно городские власти установили на центральной улице скульптурную композицию по мотивам картины «Казаки пишут письмо турецкому султану». Интересно, что на заре перестройки в центре города собирались строить памятник дружбе русского и адыгского народов. На месте будущего монумента установили гранитный камень. А большого памятника национальной дружбе по-прежнему нет.
|
|