|
Топ-десятка худших книг уходящего года: Прилепин, Драгунский, Зайончковский и прочие "шубинцы" - 2016.12.23 Автор: Сергей Морозов
Если есть хорошие книжки, то должны быть и плохие. Плохого всегда больше чем хорошего. Прекрасное и значительное стоит искать, ерунду активно втюхивают и рекламируют. Она пролезает вперед за наградами и премиями, хотя бы потому, что кроме как таким способом, ей больше и застолбить свое место нечем. Народ тоже любит плохое. Но не за литературные достоинства. А за душевность, то есть по внеэстетическим критериям. Но поскольку внеэстетическое это за околицей, о нём и говорить не следует. Это не книги, это семечки, морковный кофе, одноразовые салфетки и памперсы, многие из которых вполне этому назначению соответствуют. Гораздо хуже дело с теми, кто лезет в калашный ряд современной литературы. Таких много. Отбор был непростой. Некоторые авторы и книги, типа Водолазкина с "Авиатором", Крусанова с "Железным паром", Снегирева с его сборниками рассказов отсеялись сразу. Причина простая - я не смог это читать. Не прошли квалификацию. Осталось то, что пришлось прочитать и даже отрецензировать. Итак, поехали: 1. Сухбат Афлатуни "Поклонение волхвов" - М.: Рипол классик, 2015. Много было причитаний, что книгу обошли и обнесли. Но на самом деле обнесли справедливо. Афлатуни формально у нас философ, но какого-то особого мыслительного начала в книге я не увидел. Был проблеск оригинальной темы - архитектура и Россия, а потом все ушло в банальности и имитацию интеллектуального бестселлера. От западных коллег взяли внешние признаки - спекуляцию на темных пятнах истории, псевдомистику и заигрывания с литературными перекличками. Литературная водевиль. Века бегут, а герои (и их потомки) толкутся на мировым пространствах и во времени, сталкиваясь попами. Из трех частей - самая слабая - вторая. Самая смешная - третья, где автор от скуки и неспособности глядеть вокруг договорился до инопланетян и товарища Ленина с Романовым (если ничего не путаю). И повеяло дикой мешаниной девяностых. В общем, многозначительная пустота, к тому же реально плохо написанная в большинстве случаев. 2. Андрей Геласимов "Десять историй о любви" - М.: Эксмо, 2016. Геласимов вообще плохой писатель. Ножки тоненькие, стоит еле-еле, ветер чуть не сдувает. Премия "Степным богам" была недоразумением, предтечей Зулеех и Наринэ. Эта книга - наглядное пособие, как не надо писать рассказы. Рекомендовано для всех высших учебных заведений по специальности "литературный работник". 3. Денис Драгунский "Дело принципа, или несколько секунд из жизни злой девочки" - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016. Есть большие сомнения в том, что Драгунский писатель. Скорее конференсье. Мастер сальностей, веселящих жующую публику. Здесь они затянулись на 700 страниц. Симптомы сатириаза плюс логореи налицо. И все это с важным видом романа на архиважные темы. А куда без этого? Однако, рецензии на этот опус "мастера". кажется не слишком распространены, и это вполне симптоматично. 4. Олег Зайончковский "Тимошина проза" - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной. 2016. Это главный конфуз года, я считаю. Настолько громадный, что все попытались забыть об этой книге. не было ее, не было. Я так сказать не могу. Ну читал же. Но вопрос "что это было?" вполне закономерен. Без сюжета, без смысла, с блеклым героем и какими-то невнятными событиями. 5. Сергей Кузнецов "Калейдоскоп" - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016. Я уже высказывался по этому роману. Меня он поразил (это при объеме в 800 стр.) своей невероятной идейной пустотой, неоригинальностью, граничащей с плагиатом, и какой-то пошлостью, непристойностью, общей затасканностью. Слова складывать автор умеет. Но у нас не начальная школа. И не литературная викторина. Совершенно пустое и бесполезное чтение, ничего не дающее ни уму, ни сердцу. 6. Олег Нестеров "Небесный Стокгольм" - М.: Рипол классик, 2016. Ну это вообще не роман. А так, нечто среднее между стенограммами ежегодных пьянок-брифингов с докладами за отчетный период и беллетризированным путеводителем по советским 60-м. Когда дети играют в Швамбранию, это смотрится мило. когда этим занимается дедушка, на ум приходят другие ассоциации. Неприятный пример агитационной политизированной напрочь книги. 7. Захар Прилепин "Семь жизней" - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016. Книга из серии "как я всех поимел". Не знаю, как множеству восхищенных критиков, а мне не нравятся, когда меня пытаются надурить. Под видом рассказов из "жисти" автор рассказывает нам о себе, великом и могучем. Нарциссизм, отлитый в прозе. Совершенно ужасная обложка. 8. Владимир Рыбаков "На мохнатой спине" - СПб.: Лимбус-пресс, 2016. Лютая графомания от "ведущего российского фантаста". когда я летом писал о ней, не предполагал, что кто-то отважится выпустить такое книгой. Сталин и большевики распевающие Окуджаву, репрессии - иного не дано, апология 30-х от писателя-патриота. Но книга страшна не апологией, а именно тем, что она просто собрание общих мест и тривиальных суждений, поданных с многозначительным видом. 9. Игорь Сахновский "Свобода по умолчанию" - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016. Это не книга, а какой-то влажный сон интеллигента. Деньги, баба - и все герою, борцу с системой. Такая переводка с Оруэлла, сделанная неумелыми руками. Я думал одно время написать о ней, объединив с романом Антона Секисова "Кровь и почва", который, в общем, написан в такой же тональности и с теми же приметами. Герой - пропагандист, тоталитарное православное общество. Опять баба, чтоб ее. Разница лишь в том, что у Секисова пропагандист бедный, и роман заканчивается где-то в середине, когда пропадает самый главный пропагандист, списанный с одного из участников данного хит-парада, если я правильно понял. У Сахновского читать скучно с самого начала. Бледно, блекло и нудно. 10. Галина Юзефович "Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе" - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016. Худший сборник рецензий и критических статей, который вышел в этом году. Даже в неровном "Клудже" Данилкина и слишком уж нарочито отчетной книге Москвиной "Культурный разговор" попадался изюм. Здесь все в одной тональности. прочитываешь несколько десятков раз подряд одни и те же дежурные обороты и фразы. Такова цена безмысленной одноразовой рецензии, которой Юзефович обычно занимается и несет в массы. Кому нужно в сборнике то, что предназначено для одноразового использования? В завершении хотелось бы сказать еще несколько слов. Назвать лучшее издательство художественной литературы сегодня достаточно затруднительно. А вот с худшим, как можно заметить проблем нет. Худшее издательство художественной литературы 2016 года - "АСТ, Редакция Елены Шубиной". Что они не делают, все у них "Вагриус" получается.
|
|