Pravda.Info:  Главная  Новости  Форум  Ссылки  Бумажная версия  Контакты  О нас
   Протестное движение  Политика  Экономика  Общество  Компромат  Регионы
   Народные новости  Прислать новость
  • Общество

  • Питер-ДЧ, ч.2 - 2008.07.08

     Автор: Дмитрий Чёрный

    Питер-ДЧ, ч.2
    Город забирает мгновенно. Отделяет от него ночь или всего шестьсот с гаком рублей, если считать, что время - деньги. Такая сумма проедается парой "на раз" в современных кафешках в Москве, а вот в Питере можно и пообедать от души этой же паре вдвое дешевле. Места надо знать...

    Если не запоминать ночных вокзальных видений (неизвестных насекомых и пыли в свете локомотивного прожектора) и утренних пригородных пейзажей, то городская эстетика не прерывается. Боковины Московского вокзала вливаются в подворотни. Ты сразу же - в улицах, в движении, среди переходящих эти улицы, глядящих на рекламы, в окна, витрины...

    Площадь Восстания - самое московское место в городе-герое Ленинграде, самое вращающееся, круглое и непредсказуемое для незнакомца (в Москве же площадь-тёзка, наоборот, квадратно- высотная). Площадь Вращения. В этой площади что-то есть от телефонного диска, уже подзабытого современниками. Указательный палец - в одноименный павильон метро, поворот до предела-вокзала по часовой, и далее пробегают мимо, как в рулетке или на центрифуге, засечки-лучики проспектов, вы их еще долго будете путать... Невский, Лиговский... (Саундтрэк к этой вращательной картинке - композиция "Первая" питерской Teqillajazzz, с альбома "150 миллиардов шагов", верно, столько и надо чтобы познать Питер).

    Но нужно войти внутрь кварталов - тогда всё выровняется, словно сменится система координат. Московская - на питерскую. Здесь всё прямоугольно и тут всего знакомого по центру Москвы несравнимо больше.

    Мы оставили вещи в СПб-горкоме КПРФ, где на одной стене у входа так заманчиво для ЛФ раннего периода знамённо соседствуют красный серпасто-молоткастый и мусульманский полумесяц...

    Пошли к Смольному, перекусив поблизости от горкома и вокзала в "партийном" пролетарском кафе "Алина", где любят сиживать женщины среднего возраста и поэтому тут играет "музыка нашей молодости" - "Фристайл", Кадышева... За небольшую сумму вам тут дают огромную тарелку жирной наваристой солянки с лимоном, маслинами, курицей и ветчиной, а так же нетипичное нефильтрованное пиво Васильеостровское Домашнее. Вышли - и тут она хлынула, эстетика Питера. Я не был здесь ровно год, и только встретившись снова взглядом с этими неподражаемо выцветшими стенами, с особой маркой старения стенных красок - понял, что как наркоман был влеком сюда за новой дозой. Но наглядеться на эти дома невозможно...

    К Смольному до этого мы ходили с тт. Борисовым и Васильевым лишь однажды, но дорогу я нашел быстро. Дома по пути казались знакомыми - даже незнакомые, все эти доходные дома конца 19-го века, все разные и в то же время перекликающиеся, переплетающиеся, своими сращениями рационально заполняющие кварталы, где улица если не под прямым углом пересекается с другой, то обязательно под углом  45 градусов. О "московских изогнутых улицах" - забудьте сразу же: другая история строения, наслоения, проживания, здесь всё изначально рациональнее, но при этом по-своему романтичнее...

     Смольный предсказан барельефом на пути к нему - на доме пятидесятых годов, напоминающем слегка московские высотки, но приземистом и широком. Ворота перед аллеей, ведущей к Смольному - уже поколения сталинских строений. Бюсты Маркса и Энгельса глядят слева и справа на прохожих, направляющихся к памятнику Ленину - одному из первых, двадцатых еще годов, миниатюрному в сравнении с последующими...

    Само здание как штаб революции кажется куда меньше воображаемого по хроникам вместилища первых революционных недель Великого Октября - организационных, солдатско-матросских, где спят в кабинетах, питаются кипятком с сахаром и живут-улыбаются только одним всеобщим будущим-бытием под названием "революция". Дом-музей продолжал быть хозяйственным помещением, командным пунктом обустройства республики -  эта его безотказно прагматическая, работящая роль и довела, принудила колыбель Октября стать пристанищем и нынешней матвиенковской бюрократии Постэпохи. Где-то за этими высокими окнами и Кирова застрелил иступлённый ревнивец Николаев... Идём вдоль стен левее - к Смольному собору, высокому и просвеченному...

    Идём туда, куда указал памятник-Ильич, к Зимнему. Обогнув тяжкую ограду собора, натыкаемся на ряд свадебных пьянок гламурной публики: выходные дни лета везде используются под свадьбы. Какие-то осоловевшие и улыбчивые от шампаского "юнкера" из числа шаферов-маферов, при форме, обнимают своих лёгонько одетых кобылиц, не боясь замарать шампанским честь мундиров и россиянских эполет. Да, проект телеканала "Звезда", кажется, оправдал себя. Ну, "сила красоты/красота силы"... Ворона яростно каркает на прогуливаемую местным жителем собаку, явно желающую с ней поиграть - чем портит визит очередных брачующихся к святым местам... Длиннющие катафалки, полагающиеся буржуазным свадьбам, здесь не как у нас - не типа "кадиллак", а типа "джип", что выглядит куда гротескнее и всегда заставляет вспомнить карикатуру одного РКРПшника, где большущий, вконец раздосадованный рабочий топором перерубает этакого шикарного, но не в меру вытянувшегося "крокодила". Кстати, когда-то горком РКРП располагался аккурат напротив ворот Смольного - было ж время! Там и барельефы советские во всей красе. Тут этого много... Как много и партийного фольклора: бывший секретарь ленинградского комсомола, старый партиец, ныне состоящий в РКРП поведал моему другу, пролетарскому писателю, как однажды после комсомольской пьяночки оказался с Валентиной Великой в одной комнате и "мог быть интим", но водка не позволила комсомольцу выступить во всеоружии, о чем он и сейчас жалеет. Но Валентина пошла дальше по куда более высокопоставленным рукам - на аналогичных мероприятиях ЦК КПСС на коленках сиживала... 

    Пройти к Зимнему по взятой нами (и указанной памятником) линии не удаётся - огромный квартал собираются застраивать, вследствие чего перекрыто все начисто. Идём к маршруткам вглубь зеленеющего массива (как вскоре выяснится - к Неве, я  и не думал, что она так близко от Смольного). Возле тенистой психбольницы водители жёлтых маршруток устроили свой полустанок, отдыхают, курят, общаются, этот мир далёк от свадебного гламура и пьяненьких "юнкеров". Это - пролетариат сегодняшний. Навстречу нам, испытующе оглядывая меня и мою девочку идёт в бархатной сиреневой мусульманской шапочке один из высоких худощавых водителей. А из салона его "Газели" громко звучит... Тимур Муцураев - причём, именно та песня, которая как-то активно поигрывала в моей аудиопамяти последние сутки. "Нохчуа Даймокх" - звучит в хорошей записи на чеченском песня национально-освободительного джихада, под серебристый звон знаменитой двенадцатиструнки Тимура. Иное время, иные песни близ Смольного, но революционно-вооружённый Дух - един... Песня словно освежающим ветром обдала - и тут же настоящий, холодный ветер с Невы подхватил нас, повлёк по течению, по набережной.

    "Разрешите-ка потрогать крылья вашего орла, то есть герба"

     Волны темны, течение быстрое... Могучие тучи настигли нас и пытались обдать дождиком, но мы чудом всё время оказывались на периферии и капли не систематизировались. Солнце подаёт надежду впереди, где-то над Финским заливом - и освещает "Кресты" на противоположной стороне набережной... На нашей  - снова девицы в свадебных, что ли, платьях? Нет, это же выпускницы. Просто стоят у воды, их ждёт лакей у иномарки-"крокодила". Это не простые выпускницы - хай-класс, правящий класс...

    Три девицы над водой озабочены судьбой своего родного класса - им не пить "Очаков"-кваса, их "Голицын" ждёт хмельной, ведь сегодня выпускной. Рядом со стайками глэмуриз-выпускниц (а выпускники одеты на порядок скромнее) - ждущие их "экипажи", секьюрити, тут явно не пролетариат тусуется. В монотонных пышных платьях разных тонов, специально под событие сшитых, они фотографируются, а поблизости лыбятся получерепами своими сфинксы в патине - жертвы "проклятого сталинизма" работы безусловного Шемякина, вот не обломался же он спереть идейку такого профиля у художника Iron Maiden (1984). Чуть дальше - профессиональные рыбаки и первые "подмостки", напоминающие булгаковский Париж и первое явление генерала Черноты клошарам. И, как на заказ (уже в соответствии со вторым явлением костюмированного генерала), здесь тоже пьют шампанское "господа ханурики": выпускники и даже, почему-то, люди семейные... Вода Невы под мостом - черна.

    Ветер яростно соревнуется с солнцем, и дождь отступает. Но при этом ветром повален дорожный знак у поворота с моста - как шлагбаум он перекрыл дорогу, иномарки останавливаются и лениво, осторожно обруливают преграду (вылезти и поправить положение крутым водителям не с руки). Мы прячемся от ветра в кварталы, ведущие к Дворцовой площади. Здесь солнечно всё ещё, греемся в пути.

    Но дождь всё же настигает нас в переплетении каналов на пути к набухшему пряничному Храму на царской крови... К Зимнему выходим кратчайшим и нежданным рейдом - через бульвар, задворки Капеллы и Мойку (я всё пытаюсь здесь найти дворик и ту коммуналку со входом со двора, где жил шестилетним). Тут какой-то гала-концерт был под смешным девизом "Россия - страна больших возможностей" - именно, страна нереализованных зрителями возможностей, а вот незрители в 1917-м здесь же сами вовсе иной "концерт" учинили... Сцену разбирают, повсюду трубы, металлоконструкции, парочки на рюкзаках.

    Уникакальный автобус "Ж" - туалет в таком историческом месте. Оригинальное решение... А ведь какие были высококультурные общественные туалеты в подвалах стационарные "при проклятых Советах" (в Москве кое-где еще остались, бесплатные), когда Валентина Великая была в комсомолках... Но теперь там бутики.

    Мы рвёмся к Финскому заливу - вопреки всем законам градографии, в данном случае, просто не поглядев ни разу на карту. А зря. По набережной Невы, миновав монументально собирающегося с набережной на другую перепрыгнуть конного Петра Первого, мы двигаемся быстрым шагом и упираемся раз за разом (и дрейфуя всё время влево) в Адмиралтейские верфи. Портовые краны дразнят издали, но приблизиться к видимости большой воды тут невозможно - территории закрытые, и лишь рабочие верфей идут на проходные да тянется оттуда почему-то кондитерский дух. Своеобразный пограничный с большой водой город, отделённый каналом.

    Добежав до места, откуда из-под моста, находящегося на закрытой территории верфей, всё же видна эта долгожданная солнечная вода - отправляемся назад. Путь по Садовой к одноимённому метро подсказывает девичья пара, сидящая на ступенях у малой воды канала (видя нашу поспешность, голубоглазая иронично и кокетливо добавляет: "Если что - обращайтесь, возвращайтесь"). Но нам нужно поспеть к половине десятого на Варшавский вокзал, из горкома вещи забрав. Сейчас же четверть девятого (с укором показывают часы у проходной верфи), нужно спешить в незнакомой топографии северной столицы. Такое мне часто снится... (Знать бы, что метро "Балтийская" совсем тут недалеко - так можно было б хоть и без вещей, но совсем не торопиться, однако замкнёт и прояснит нашу личную карту этого района только последний день пребывания в Питере, и действительно мы вернулись туда, куда звала светлая девушка на набережной). Но на "Вахту памяти" мы не опоздали.

    ... Чай, кофе и яичница в пустом привокзальном кафе взбодрили после иллюзорного сна, вернулось желание продолжать "королевские скачки". Надо сказать, что этот нещадный темп мы взяли ещё в Москве: дошли широким шагом от Каретного до Ленинградского за сорок минут, доказав таким образом что надземный путь даже гружёного пешехода вполне сопоставим с  подземным, ведь там на вертикальные перемещения уходит немало времени и сил...

     И сразу же, ещё со слезящимися с недосыпу глазами - в стихию-симфонию питерских стен, от площади Восстания, но левее... Солнечно, ярко, безбрежно. Не зная ориентиров - идёшь как во сне, захватывая в фотообъектив лишь чатичку видимого. Вдруг возникает шоколадный запах - тоже уводит, создает определённую загогулину. И вот - улица Правды. Как бывает во снах - название знакомо и даже дома кажутся знакомыми, но всё иначе. Вот и улица Правды тут - иная. Сюрные статуи. Дом с советской мемориальной доской и иконами под крышей. Огромный модерн наваливается плоскостью и подробностями. Нет, дорогие товарищи: следующую поэму пишу, а лучше сразу снимаю здесь! (Но для этого же нужно жить здесь, ходить по утрам в ритме и надобностях здешних, столь понятных, и всё же в чём-то иных, горожан...).

    Так и должно было сложиться: закончив и издав "Поэму столицы", прокатив ее "туром" по столицам родины великой - завершаю путь там, куда так давно влекло внимание и взгляд. Мне кажется Питер настолько знакомым незнакомцем... Язык его давно знаком - родился с этим языком... Эстетика Города здесь столь избыточна, что слова заканчиваются и начинаются фотографии.

    Жаль, запах шоколада не запечатлелся... Но это Питер "текильного" Фёдорова, обожаю даже к сериалам его музыку...

      

    У дома кружила упорная чайка ("Одинокая птица, ты летаешь высоко"), она и запечатлелась в верхнем левом углу. Она привела к барельефу...

      

    Грудастая фемина словно на привязи держит двух любовников, одновременно связав их и с огромными ёмкостями Бахуса...

    Всё тут говорящее. И спасибо бывшей комсомолке губернаторше, что оставляет в исходном запущенном и разваливающемся виде это течение времени сквозь стены... Хотя, жильцы-ленинградцы, наверное, не согласятся со мной и будут правы. То - эстетство, а тут жилье. 

    Типичный Питер Матвиенки 

    Но мы рвёмся снова к Балтике - на Приморской, выйдя из метро, садимся на автобусной остановке и чувствуем, как двухдневные скачки и поедание глазами стенных особенностей утомили. Ждём товарища Борисова, питерского писателя, чтобы вместе выйти к большой воде. Ожидание ощущается как нечто куда более длительное, нежели пеший непокой до этого. Но вот и он, в майке Ramones, широкие объятия, рабочие руки... Финишную прямую преодолеваем уже втроём. Балтика приветствует широченным, пахучим ветром, захлёстывает наши диалоги, наполняет рты морским духом, смешиваясь с красным "Степаном Разиным"...

    Планируем совместную с еще одним (киевским) товарищем книгу, обсуждаем всё Мировое, наприключавшееся за год - время что не виделись. И оказалось, что вроде не так много изменилось внутри, но вовне - многое, а точнее многие (не по количеству - качеству) убавились. Речь о Егоре, о Летове... Ветер и солнце балтийские продувают и просвечивают насквозь - разговор выходит душевнейшим, стартовым. "Громадьё"... Отсюда, из района новостроек, где балконы закрыты от неистовых дуновений морских оргстеклом, едем к другим новостройкам - там и переночуем после двухдневного забега...

    А поутру - вновь познавать части Питера, двигаясь от периферии к центру. На этот раз - в конструктивистскую "слободу". Говорят, на Кировской есть дом, вид которого сверху являет собой серп и молот. Но увы - его мы не нашли, обнаружив, правда, с таким же символом "во лбу" явный памятник конструктивизма рядом с памятником Кирову - огромному, подстать его ленинградским свершениям. Слегка погружаемся в индустриальную эстетику и вновь выбираемся к центру - канал Грибоедова долго ведёт, приобнимает нас своими изгибами, а потом вдруг, соврешенно как в "Сталкере", возвращает в исходную точку. Опьянённые Питером, мы так и не поняли, как это произошло: вроде канал мы перешли лишь один раз и направления не меняли. Но вышли точно туда же, откуда начали путь. Да, это город-сказка. Теперь доказано.

     "Толстовский дом", по бокам - "колодцы"

    И совершенно неожиданно, сказочно является здесь пролетарский исполин в буржуазном дореволюционном окружении - ДК Связи... Как замок неприступной Эпохи - со своими часовыми и своей барельефной историей. Сколько здесь таких кинодомов! Каждый мог бы стать героем фильма - самым главным, его основным визуальным "золотом"... "Питер-ФМ" - это заявка жанра. Кстати, и "Поэма столицы" - тоже жанр в первую очередь.

    Намеренно запущенный властвующей буржуазией пролетарский ДК Связи... 

     У дома, где родился писатель Набоков

    Винтовой взлёт на Исакий даётся легко после практики непрерывной ходьбы, но открывающееся сверху доказывает лишний раз, что из этой гигантской открытой денно и нощно книги мы прочитали лишь отдельные строки-улицы и абзацы-дома.

    А ночью, благо что не так далеко из спального для нас района - к могиле Виктора Цоя, день рождения которого был только что. К ночи стало дождливо и похолодало, тучи состарили горизонт и интенсивно стали проходить, словно тяжело гружёные вагоны. Выходя через лесок к Пискаревскому кладбищу откуда-то с левого фланга, гаражами и через рельсы, мы видим в просветлевшем небе облака кирпичного цвета, точнее подсветки. Это закат, освещающий небо и после полуночи - ночи-то белыми считаются. Действительно, освещения не требуется, хотя и белизной такой сумрак назвать нельзя.

     Ночь, любимое время Виктора Цоя - и у его могилы словно непрерывная вахта. Мы находим её без освещения, по присутствию людей. Вот парень припал к могиле и говорит сплошным задумчивым монологом почти плачущего подростка: "Ты мог, ты сделал всё как ты хотел, как только ты умел... Я уйду но вернусь скоро, мы продолжим..." С зажжёной сигаретой он идёт в ночь, а мы замечаем двух приближающихся нефоров в косухах, они садятся поодаль, закуривают как часовые. Огромные букеты светят из темноты жёлтым - розы. Запах их и лилий пронизывает влажный воздух. Ночной железно глянцевый профиль-барельеф, чёрное на чёрном. Да, это Цой... Постамент, напоминающий направленную против ветра, влево лезвием алебарду ("бард", тоже шифр?) кажется старше, из какой-то далёкой, романтичной эпохи. Да так и есть. И мы оттуда. Стоим, глядим из Постэпохи на условность, на плоскость прошлого, в котором, в те самые первые 1990-е годы и зарождалось нынешнее... И живое-речвое тут только - ночь, дождь, нефоры...

    Всё ещё "хочешь ли ты изменить этот мир"? Да, хочу...

    Цой ушёл первым из поколения рок-героев, Егор - последний... За эти плюс-минус двадцать лет, что мы слушаем рок - изменилось многое. Но из этого многого что изменили мы сами? Создали свои группы, возвысили голос, донесли правду до ближнего и дальнего?.. Слово за нами?

    Тишь кладбищенская, бордовые облака в ночном небе. Обратный наш путь через железнодорожное полотно перегораживает движущийся товарный состав - долгий и очень печальный. Возможно, печальный как бесчеловечные годы - любые годы без любого человека - одно железное клацанье техники, неживой лязг часовых механизмов-колёс, счёт вагонов. Вечность пахнет шпалами...

    Добрый таксист на довольно модненькой машине с высокой крышей, проехавший сперва мимо по перпендикулярной улице, возвращается и забирает нас с автобусной остановки, словно убирающийся у себя дома человек: все вещи должны быть по местам, а люди по домам, не стоять во втором часу ночи тут, в районе, где, в другое время суток, в сталинских лет постройки массивном здании работает на стендах писатель Бор. Борисов... Убаюкивает разговор на кухне и болотный, пенный "Степан Разин". Завтра - последний наш день в Питере, в этот раз (быть может, попытка фотообъективом схватить эту бездну подробностей - предвосхищение и подготовка к экранизации "Поэмы столицы"?)...

             Презентация в ленинградском горкоме КПРФ, завершившая «тур» моей «Поэмы столицы» по столицам, была самой свойской - питерские коммунисты и левые весьма дружелюбны к творческим агентам. На презентацию пришли члены СКМ, ФСМ, один оригинальный молодой человек, причисляющий себя к люмпен-пролетариям, и, конечно же, коллега Борисов.

    Я предпочёл чтение отрывков пересказу огромного «сюжета» - кавычки тут означают, что сюжет вычленяется из радикального реализма уже пост-скриптум. Этому будет посвящён отдельный материал, где «Поэма столицы» будет уже поводом визита и визуалирования других городов - этот текст войдёт в её третью часть. Там же надеюсь пополемизировать со старым моим оппонентом Димой Якушевым, столь бесплодно, но изящно пытавшимся на Лефт.ру вести диалог с моим интервью и иллюстрировать таким образом принцип «Я ПастернакА не читал, но осуждаю».

    Зачитанные в ходе презентаций отрывки романа будут опубликованы там же. А пока - вот как это выглядело.

    Из горкома мы рванули на «Камчатку», снова в полночь, под дождиком, перед поездом... Я понял там, что значит «троллейбусы, которые идут на восток» - выходя из туманных кварталов, скрывающих обернувшуюся безоконной стеной «Камчатку» кварталов, я сообразил, где нахожусь, снова внутренняя карта срослась: здесь мост, до которого в первой части «Питера-ДЧ» я добежал с другой стороны. Камчатка сказочна и без комментариев. У ее рубежа даже какие-то камуфляжные будки, словно пограничные... И вечная тусовка у спуска в подвал, видные через окна вены труб, по которым поднимается в хмурый дом тепло из кочегарки... 

    Была, конечно, мысль и отсюда через мост, куда, на Восток и шли днём троллейбусы - добежать до вокзала пешком. Но «королевские скачки» подвымотали, мы сползли в метро и выбрались только на «Сенной», откуда проверяя ориентировку нашли верный путь сразу же, к Невскому, глядя в освещённые окна, на стоящих и курящих там иногда ленинградцев.

    «Напиться» северной столицей после отекстЕния своей, центральной сполна не удалось, но глоток был большим. В поезд падали как и в первый раз - без сил, засыпая немедленно...

     

    вернуться на главную
     
  • Новости
  • 2022.07.01
    Отключили рабочего от общественной жизни
    2022.06.27
    Чиновники и депутаты живут своей жизнью
    2022.06.24
    Народу готовиться к паперти
    2022.06.23
    Тупик питерского форума
    2022.06.22
    От какого Дзержинского они отказываются?
    2022.06.21
    Нанесен удар по буровой платформе
    2022.06.20
    Труп врага хорошо пахнет: умер Бурбулис
    2022.06.20
    Навести порядок в финансовой сфере страны и ее экономике можно, обеспечив системную устойчивость товарно-денежного обращения
    2022.06.15
    Ошибки делают все, но признают единицы
    2022.06.11
    В Литве захотели "вернуть" никогда не принадлежавший ей Смоленск
    2022.06.09
    В Госдуме предложили отозвать признание независимости Литвы
    2022.06.04
    Каким может оказаться конец Европы?
    2022.06.01
    Голод, великое переселение, война
    2022.05.11
    Главреда "МК" лишили собственности за компанию
    2022.05.08
    Битва за Попасную


     
     
  • Статистика
  •    Rambler's Top100
      
  • Народные новости
  • 2022.04.29
    6 лет тюрьмы в Литве за журналистское расследование?
    2019.02.12
    Ленинградку оштрафовали на 250 тысяч рублей за участие в "Марше материнского гнева"
    2017.11.19
    Появился московский "Домик для мам"
    2016.06.18
    Сталинградский тракторный (история и её конец)
    2016.05.03
    Как помочь ополчению в ДНР сегодня

  • Последние статьи
  • 2022.07.01
    Отключили рабочего от общественной жизни
    2022.06.27
    Чиновники и депутаты живут своей жизнью
    2022.06.24
    Народу готовиться к паперти
    2022.06.23
    Тупик питерского форума
    2022.06.22
    От какого Дзержинского они отказываются?
    2022.06.21
    Нанесен удар по буровой платформе
    2022.06.20
    Труп врага хорошо пахнет: умер Бурбулис
    2022.06.20
    Навести порядок в финансовой сфере страны и ее экономике можно, обеспечив системную устойчивость товарно-денежного обращения
    2022.06.15
    Ошибки делают все, но признают единицы
    2022.06.11
    В Литве захотели "вернуть" никогда не принадлежавший ей Смоленск
    2022.06.09
    В Госдуме предложили отозвать признание независимости Литвы
    2022.06.08
    "Мир чистогана" и идеология нашего колхоза
    2022.06.04
    Каким может оказаться конец Европы?
    2022.06.01
    Голод, великое переселение, война
    2022.05.11
    Главреда "МК" лишили собственности за компанию


    На главную   Протестное движение   Новости   Политика   Экономика   Общество   Компромат   Регионы   Форум
    A

    разработка Maxim Gurets | Copyright © 2016 PRAVDA.INFO