Страдание как культурная традиция -
2009.11.09
Автор:
Игорь Эйдман
Часто люди испытывают страдания не потому, что сталкиваются с какими-то объективными потерями, реальными проблемами. Человек может воспринимать событие, как негативное и заслуживающее отрицательных переживаний, в силу культурных стереотипов, внушенных ему семьей или обществом.
Например, он знает, что нормальные люди его круга должны иметь «престижную» работу в офисе. А сам, как, например, герой фильма «Красота по-американски», мечтает продавать хот-доги. Всю жизнь «ходит на работу, которую ненавидит для того, чтобы покупать вещи, которые ему не нужны» (цитата из другого хорошего фильма «Бойцовский клуб») Однако, потеряв ненавистную работу, он не радуется, а расстраивается и страдает.
Такая парадоксальная реакция определяется тем, что, по навязанной социумом шкале ценностей, происшедшее событие необходимо считать несчастьем. Поэтому отсутствие негативных эмоциональных переживаний воспринимается как отклонение от нормы, не правильное и почти аморальное поведение. Человек как бы проверяет себя: у меня случилось то, что принято считать серьезной проблемой, не забыл ли я пострадать по этому поводу. В результате люди страдают, стараясь соответствовать сложившимся в обществе стереотипам.
Наша европейская система ценностей не менее условна, чем любые другие, в т.ч. кажущиеся нам дикими и архаичными. В различных традиционных обществах как трагедию предписано воспринимать переход сына в другую религию или женитьбу дочери на представителе иной касты, племени, клана; невозможности пригласить всех из нескольких сотен родственников на свадьбу или оправиться в паломничество к «святым местам» и т.п.
Современные европейцы могут страдать из-за невозможности купить себе новую модель автомобиля, не престижного жилья, не соответствия своей внешности принятым сегодня модельным стандартам и т.п.
Рецепт преодоления таких иррациональных страданий в том, чтобы освободиться от влияния навязанной обществом системы ценностей, прислушиваться только к себе, своим подлинным чувствам и желаниям, самому определять что хорошо, а что плохо, свои цели и методы их достижения.
Если вы опоздали на поезд, на пути в командировку, или вылетели из университета, не спешите расстраиваться. Подумайте, так ли вам было нужно куда-то ехать или учится именно этому. Может, вы просто хотели, с точки зрения общества, быть «хорошим мальчиком/девочкой»? Возможно, альтернативные варианты, которые могут открыться в результате этого стечения обстоятельств, будут лучше соответствовать вашим подлинным интересам и целям.
| |
|