Если исходить из концепции фазового перехода, то ближайшие 30-40 лет нас ожидают различного рода события связанные с поиском и становлением нового способа существования человечества. Все предыдущие исторические эпохи производство и потребление товаров и услуг являлось основным занятием человека, то есть - сердцевиной и базовой сущностью способа жизни человечества. Одной из фундаментальных характеристик современного технологического уклада, являющегося фундаментом существования человечества, как оно есть. К концу ХХ века основная черта технологического уклада человечества - специализация дошла до крайней точки своего развития. Оказалось, что дальше специализироваться и повышать производительность труда уже некуда, земной шар закончился. Собственно, предвестники кризисности специализации наблюдались и раньше - от движения луддитов и гибели индийских ткачей до классических кризисов перепроизводства в XIX-XX вв. и всплеска экологического движения в настоящее время. Речь идет, прежде всего о том, что всякое развитие технологии сначала уничтожает существующие рабочие места, то есть разрушает сложившиеся цепочки производства-потребления и только потом развитие технологий приводит к увеличению числа рабочих мест и спроса за счет расширения ресурсной базы. То есть получается следующая цепочка : увеличение производительности труда и специализации - сокращение занятости - нарушение равновесия спроса и предложения - кризис перепроизводства - расширение рынка - установление нового уровня равновесия спроса и предложения. После 1973 года расширение рынка практически прекратилось, вернее - очень четко стало понятно, что оно заканчивается. В наборе базовых идей человечества появилось понятие «пределы роста». Именно в этот момент кредит из средства управления экономикой(отсечения нерентабельных способов производства и поддержки технологического прогресса) превратился в источник злокачественного роста всеобщей задолженности. Дело в том, что одномоментно прекратить процесс роста производительности труда невозможно, этот процесс переработки фундаментальных знаний в технологии имеет огромную инерцию. Поэтому для того, чтобы обеспечить адекватный повышению производительности труда рост платежеспособного спроса без увеличения количества потребителей (а именно такая задача стала наиболее актуальной), был задействован механизм безудержного потребительского кредитования.
Попутно были задействованы и другие механизмы оттягивания неизбежного конца традиционных способов жизни. К их числу можно отнести развал традиционного образования, смещение творческой активности людей в непроизводительные области, фактическое уничтожение направлений, связанных с производством дешевой энергии, прекращение освоения новых территорий и многое другое, причем, скорей всего это неуправляемые процессы, носящие естественный характер. Можно говорить о возникшем механизме консервации существующего положения. Но эта ситуация неустойчива, как неустойчив стоящий на месте двухколесный велосипед. Традиционная человеческая алчность продолжает подрывать равновесие и неизбежно его подорвет. Именно поэтому среди правых фундаменталистов столь популярны идеи «избранности немногих», «конца света», «первородного греха» и «вреде умствования». Если устроить всеобщую бойню и разрушить систему массового знания об окружающем мире, обрушить человечество на тысячу лет назад и заповедать «никогда больше не лезть в основы мироустройства», то просто начнется новый цикл. Такое циклическое существование - одно из реально устойчивых решений длительного существования человечества.
Поиск выхода из данной ситуации, которая может кончиться только неизбежным всеобщим падением в варварство и одичанием (как промежуточные стадии - колоссальные страдания и массовое вымирание людей) и составляет содержание современного левого движения. Именно поиски выхода, а не консервация существующего положения.
Речь идет не о социальной справедливости или прекращении эксплуатации человека человеком, речь о том, что же дальше - или люди вырвутся из устойчивого колебательного цикла и выйдут на новую спираль развития или опять побегут по тому же пути, чтобы через пару тысяч лет снова очутиться в нынешней тупиковой ситуации. А социальная справедливость и прекращение эксплуатации, искоренение алчности являются лишь сопутствующими эффектами движения к найденному выходу.
Становятся понятными и условия достижения выхода из тупика. Это доступная энергия из возобновимых (или почти бесконечных) источников, универсализация производства, ликвидация социальных институтов религии и государства за счет достижения реальной экономической независимости небольших групп людей, выход за пределы планеты. Но вот чего точно не должно быть, так это терпимого отношения к религиозным, экономическим и социальным фундаменталистам различного толка, от откровенных социал-дарвинистов вроде поклонников Мизеса, Фридмана, Пиночета и Тэтчер до главарей и активных участников различного рода фундаменталистских учений вроде Стерлигова или борцов за исламские ценности.