|
Собчачье сердце - 2014.07.04 Автор: Руслан Карманов
Давайте про классику поговорим, про Булгакова. И про его меметичность. На примере Собачьего Сердца. Очень часто отличный фильм Бортко используется для неофашистской демонстрации разными самоназванными илитариями повадок мерзкого животного быдла. Мол, я себя отождествляю с профессором Преображенским, потому что я докупил диплом московского ВУЗа, заочно на бухгалтера, а сейчас коплю на MBA, а по работе торгую ворованными мобильниками - а шариковы всякие, ну, понятное дело, это Уралвагонзавод мерзкий. Фильм действительно хороший, поэтому приём "Ассоциирую себя с Преображенским и на меня автоматически снизойдёт благость, а на всех оппонентов - клеймо <шариковы>" используется миллионы раз. Однако, давайте разберёмся, кто ж у нас кто в этой истории про Галатею пера Михаила Афанасьевича? Шариков, судя по книге, креативный класс в чистом виде - он подрабатывает игрой на балалайке по трактирам. Работать брезгует, спешит руководить - сразу становится нач.подотдела очистки (ну, примерно как современный московский манагер, который сразу старший манагер или ведущий, или зам.начальника отдела продаж, даже если там, в отделе, никого больше и нет; ну или как сисадмин, который сразу ведущий или CIO, хотя он единственный айтишник в конторе). Теперь Швондер - он не главное, а доп.фигура, но всё же. Это - собирательный образ того, кто натравливает и подзуживает Шарикова. Сам Швондер "работает" в домкоме, т.е. в госструктуре на непыльной должности с широкими возможностями. По сути, Швондер - это типовой член КС оппозиции, типа Гудкова - вроде на гос.службе, а по факту - решает свои личные коммерческие задачи, заодно пропагандируя среди креативных Шариковых нужные штуки. Швондеры - это Эхо Москвы, Грани, и прочая белоленточная обслуга, типа того же Пономарёва с его псевдолекциями в Сколково - т.е. те, кто по заказу вбивают в табуны офисных лакеев "Правильную точку зрения", оплаченую заказчиком типа Белковского того же. Смотрите, сколько общего можно заметить в деталях: - Например, передвижение на людях исключительно небольшой группой, потому что боязно одному (Швондер хотя бы не говорил сразу, что идёт сотня тысяч человек, конечно, но не суть - он же не zyalt). - Вопрос к живому прототипу Маши Гессен - "Вы мужчина или женщина?". - Аморфно-фоновые участники из группы поддержки (ау, кто назовёт все несколько десятков участников КС оппозиции, который совсем недавно претендовал на Душу и Разум самой большой в мире страны?), без имён и образов. - Постоянное заявление личного мнения от имени всего дома (не напоминает, когда полторы сотни пьяных слабоумных лакеев с плакатами "Режь ментов!" кричали на болотной "Мы здесь власть!"?). Домком и уже скончавшийся КС оппозиции - близнецы-братья. Другие аналогии тоже заметны - лишение креакла работы, где он что-то мутное полчаса в день имитировал в офисе, а основное время Боролся с Режымом - это, по сути, эпизод с "А где же мне теперь столоваться?". Работать белоленточник-креакл не умеет, умеет пристраиваться на харчи и "вписываться в темы". Его крики про необходимость свободы как раз подпитываются трёхразовым бесплатным питанием - он паникует, т.к. знает, что сам лично неспособен заработать, т.к. ничего полезного не производит. Ну а рассуждения Шарикова о том, как всё поделить - это основа рунета, политические обсуждения офисных лодырей, как неправильную Рашку переделать в правильную. Тысячи их, заняться им нечем, они никому не нужны, да и система самозамкнута - самозабвенно ритмично бубнить про специальную неправильную страну, работая лакеем - судьба Шариковых, т.е. креативного класса. Так что, если упоминаете Шарикова - помните, что он - собирательный образ всех участников болотной, креативного класса и "илиты". До деталей. У этого пациента не человеческое, а собчачье сердце. |
|