|
Дружба народов и артистов в СССР и ненависть их к нему же... - 2019.01.22 Автор: А.Артузов
СССР за свою историю дал блестящую плеяду артистов, искусству которых аплодировали не только в стране Советов, но и во всем мире. Но я теперь понимаю весь трагизм отпускания вожжей после ухода Сталина в деле воспитания творческой элиты при социализме. Ведь если вдуматься, что говорит не обделенная большим талантом Майя Плисецкая, когда сравнивает Гитлера и Сталина, то можно не сомневаться - выезжая за рубеж после окончания сталинской эпохи особо ретивые звезды любители порассуждать о недостатках советской системы. И сразу же попадали на крючок тех, кто готов был посодействовать им и потрафить их диссидентским настроениям, дабы нагадить побольше такими разговорами в своей стране, вернувшись на родину... Однако, взять того же Владимира Высоцкого, который неласково временами пел о действительности советской страны, но никогда не выказывал желания говорить гадости о стране, которая дала ему все, за ее рубежами. Будучи убежденным антисталинистом, он не только прямо высказывался на эту тему в кругу коллег по цеху и друзей, он еще и против был ввода войск и в ЧССР и в ДРА. Но при этом он никогда об этом не говорил на гастролях вне СССР, на различных радиоголосах. Он был советским человеком, он знал, что живет при социализме и гордился этим. Высказывая суждения, не совпадающее с суждением и делами и в народе и в верхах-он оставался и в пределах нормы советской морали. Еще раз - он не был антисоветчиком. Вот что он писал секретарю ЦК КПСС П.Демичеву в 1973 году, когда его бардовская слава большой волной катилась по просторам большой страны и выкатилась за ее границы: "Мне претит роль "мученика", этакого "гонимого поэта", которую мне навязывают… Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность… Я хочу только одного - быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют наше общество". Ладно, сравнивать творчество народного барда с высоченной популярностью с творчеством прима-балерины Большого театра, - может, и не самый удачный пример, хотя оба так или иначе входили в цех одного "творческого завода". Возьмем коллег по Большому - Плисецкую и Синявскую. Плисецкая в интервью уже высказалась, что она танцевала бы и при Гитлере, в чем я сомневаюсь. Если бы и танцевала, то только в Освенциме, с желтой шестиконечной звездой на груди. Да и то - недолго... Теперь о том, как рассуждает ныне здравствующая Тамара Синявская, также народная артистка СССР и мегазвезда оперного искусства из того же Большого театра. Обе равны по "звездности"... "Дружба народов была! Я вспоминаю правительственные концерты во Дворце съездов. Это был настоящий парад искусств всех 15 республик. Молдавия - Мария Биешу. Эстония - Георг Отс. Украина - Дмитро Гнатюк, Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко. Азербайджан - Муслим Магомаев, Литва - Виргилиус Норейка. И, конечно же, Большой театр выставлял всю свою мощнейшую обойму: Тамара Милашкина, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Елена Образцова, Юрий Мазурок, ну и ваша покорная слуга. Мы, артисты, дружили между собой, мы друг другом восхищались. К примеру, приезжал Виргилиус из Литвы - и чтобы он не позвонил? (Говорит с литовским акцентом.) "Муслимчик, я здесь, в Москве, может быть, встретимся?" А как же иначе? У дружбы на уровне искусства предела нет. Или, допустим, приезжаю я в Киев и знаю, что у меня там очень много друзей и многие из них придут на моё выступление. Как правило, в конце сольного концерта я пою песню на языке той страны, в которой гастролирую. Естественно, спела и на украинском. На следующий день газеты написали: "Она - украинка, просто скрывает". Мы и не думали тогда о национальностях! Честно говоря, я и сейчас о них не думаю. Я вышла замуж за Муслима Магомаева по огромной любви и с бесконечным восхищением человеком, которого так щедро одарил Господь Бог. Чем больше проходит времени, тем больше я это чувствую. Действительно, если тебе человек приятен, если ты его в буквальном смысле "пьёшь», ты что, будешь думать, сколько в нём течёт кровей? Да никогда в жизни! Видимо, мы так были воспитаны. Ещё в далёком 1957 г. я услышала замечательную песню - это был гимн демократической молодёжи, который звучал на всех улицах Москвы во время Первого фестиваля молодёжи и студентов Москве. "Дети разных народов, мы мечтою о мире живём, в эти грозные годы мы за счастье бороться идём..." Выезжая за рубеж на гастроли, я всегда знала, кто я. И кого я представляю. И попробуй кто-нибудь при мне сказать что-то плохое о моей стране! Каким-то необъяснимым образом я сразу становилась человеком-трибуном! И доказывала я свою правоту, будучи на сцене. И те люди, которые 15 минут тому назад скептически кривились: "А, Советский Союз", мне хлопали! Заметьте - не я им! Вот в чём была задача. Гордились мы своей Родиной! И не просто так пели на конкурсах международных, а отвоёвывали честь своей страны!" Ни та, ни другая в партии не состояли. Как не состоял в ней и Владимир Семенович. Но к стране они относились по-разному. Кто-то считал себя гражданином Страны Советов. Кто-то считал себя космополитом и "гражданином мира" с правом судить и осуждать Родину, сравнивая Гитлера и Сталина. Тут не только про "говно нации" вспомнишь... Тут обязательно упрешься в методы именно сталинского воспитания творческой, и не только, элиты.
|
|