Сегодня пройдет диспут на тему "Национализм, патриотизм, интернационализм: позиция коммунистов" -
2008.01.29
Автор:
Сергей Новиков
|
"Национализм, патриотизм, интернационализм: позиция коммунистов" - это тема очередного заседания политклуба РКРП-РПК (Российской коммунистической рабочей партии - Революционной партии коммунистов), которое состоится 29 января, во вторник, по адресу: Большой Харитоньевский переулок, д. 10 (в зале). Проезд до станций метро "Тургеневская", "Чистые пруды" или "Сретинский бульвар". Начало в 19 часов.
Национализм, патриотизм, интернационализм, - казалось бы, что может быть проще? Вроде бы самые элементарные азбучные истины и понятия из политического или философского словаря. О чём же тут спорить коммунистам?
Да, всё кажется простым, пока не доходит до дела, до злобы дня, до нашей самой насущной и непосредственной практики. И тогда встают вопросы, на которые в словарях и старых учебниках нет прямого ответа.
Легко было говорить: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", когда эти пролетарии спокойно жили и работали в своих странах. Но вот в одних странах не стало работы, в других - зарплаты, в третьих - того и другого, и эти пролетарии и полупролетарии потянулись за тем и за другим в Москву. И вот уже в Москве не встретишь русского дворника, на некоторых рынках редкостью становятся русские торговцы, возрастает конкуренция и в других областях труда и занятости. И вот в этих условиях находятся люди, которые, выступая от имени трудящихся, ставят вопрос о тихом вторжении "иностранцев" в Россию, о "необъявленной агрессии" братьев по классу, призывая русского рабочего защитить свой российский рынок труда от непрошенных конкурентов. А когда настают выборы, то даже некоторые партии начинают поговаривать об ужесточении регистрации в Москве, о введении квот на ввоз рабочей силы из бывших республик СССР и о мерах противодействия нелегальной иммиграции. Так должны ли настоящие коммунисты поддерживать подобные меры, а если нет, - то в чём тогда коммунистическое решение этой проблемы?
2. 26 января весь мир в очередной раз всколыхнулся очередным Днём действий против глобализации. Причины понятны: интернационализация в современном мире неизбежна, вот только мало кто хочет, чтобы эта интернационализация проходила по-американски, т.е. чтобы между словами "глобализация" и "американизация" стоял знак равенства. Но можно ли спастись от этой самой проамериканской глобализации, выступая против неё только под знаменем спасения национальной самобытности? Сегодня в коммунистической прессе нет недостатка в призывах к спасению русской цивилизации, русской культуры, русской самобытности. Однако если не забывать о том, что каждая национальная культура глубоко двойственна и противоречива, что в каждой национальной культуре есть как прогрессивные, так и реакционные элементы, то не являются ли эти лозунги уступкой национальной буржуазии и могут ли коммунисты не только поддерживать, но и выдвигать подобные лозунги? Если же нет, то что именно должны сегодня противопоставить коммунисты-интернационалисты проамериканской глобализации и своей национальной буржуазной реакции?
3. Многие из тех, кто состоит сегодня в коммунистических партиях и организациях, ещё с Советских времён привыкли считать себя патриотами. Но из истории хорошо известно, что коммунизм и патриотизм не всегда шли рука об руку. Так после заключения Брестского мира с Германией в марте 1918 года русский патриотизм в целом повернул против большевиков, которых патриоты обвиняли в предательстве национальных интересов. И только с ноября 1918 года, когда после ноябрьской революции в Германии Брестский мир был аннулирован, отданные Германии по этому миру территории возвращены, а страны Антанты прибегли к прямой интервенции, - только тогда русский патриотизм увидел в большевиках "национальную силу", свидетельством чего стали ценные признания Петерима Сорокина и других революционных демократов. Было время, когда оскорблённые развалом СССР и откровенно лакейской проамериканской внешней политикой Ельцина и Гайдара патриоты примыкали к коммунистам. А как сегодня настроен русский патриот после того, как Кремль изменил свою риторику? С кем сегодня варениковы и Умалатовы после Мюнхенской речи Путина? И на чьей стороне сегодня русский патриотизм после того, как ещё молодой и слабый, но уже хищный и жадный российский империализм стал осознавать свои национальные интересы и перетягивать на свою сторону трудящихся?
4. Какую коммунистическую программу сегодня не возьми - у всех по традиции написано о праве нации на самоопределение. То, что нужно было выступать за это право в царской России, вроде бы понятно, тем более что признание права нации на самоопределение и отношение к каждому конкретному случаю национального обобособления или отделения - это совсем не одно и то же. А вот как относятся современные коммунисты к праву на самоопределение граждан Карабаха и Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, Крыма и Чечни? И если перед первой мировой войной, когда в общей "тюрьме народов" право нации на самоопределение означало прежде всего право на отделение вплоть до создания самостоятельного национального государства, то не стоит ли после третьей мировой войны и развала СССР сделать в этом лозунге упор на воссоздание единого союзного социалистического государства?
5. Российская буржуазия при Путине стала намного богаче, чем она была при ельцине. Но чем богаче она становится, тем больше она норовит нанять рабочих подешевле. Думая только о прибыли, она готова ввозить "гастарбайтеров" не только из Украины и Молдавии, из Таджикистана, Киргизстана или Азербайджана, но и из Турции, Китая и других стран. И пока рабочее движение в самой России делает лишь первые шаги, таких рабочих у нас будет всё больше. Как же должны современные коммунисты поддерживать контакт с этими рабочими? Какими путями и способами?
Приглашаю вас от имени Совета политклуба поискать вместе с нами ответы на все эти непростые вопросы. Более подробно о работе политклуба можно узнать тут, а оперативную информацию получить по телефону Московского комитета РКРП-РПК: (495) 623-55-85.
До встречи на дискуссии!
| |
|