|
Коронавирус унёс жизнь выдающегося французского марксиста Люсьена Сэва - 2020.04.03 Автор: Дарья Митина
Выдающийся теоретик марксизма скончался от коронавируса в понедельник, в возрасте 93-х лет. Философ, психолог, антрополог, но в первую очередь – коммунист, Люсьен Сэв всю свою жизнь посвятил борьбе за свои идеалы, постижению и освобождению человеческой сущности. Большую часть жизни Сэв состоял во Французской коммунистической партии, три десятилетия входил в её Центральный Комитет, вёл плодотворные дискуссии с Альтюссером, Гароди, Арагоном… На протяжении десятилетий Люсьен Сэв был близким другом «Юманите», и даже провёл один день в качестве её почётного главного редактора. Самая известная его работа «Penser avec Marx aujourd’hui» (La Dispute) издана в четырёх томах, почти на четыре тысячи страниц. Люсьен Сэв всё время призывал читать и перечитывать труды Маркса и Энгельса, не воспринимая их как канонические тексты.... Основная мысль, которую он видел в их философии, состояла в том, что коммунизм – это не какое-то идеальное состояние, отражение духа, создающего мировоззрение, на которое должен опираться весь миропорядок. Это, скорее, по словам самого же Маркса, «движение, которое должно покончить с нынешним положением дел». Основываясь на этом утверждении, Люсьен Сэв отвергал давний постулат всевозможных коммунистических партий – идею о поэтапном продвижении к далёкой цели. По мнению марксистского философа, вопрос о коммунизме ставится здесь и сейчас, в реальном современном мире, и само это движение порождает новые производственные отношения, новое отношение к Земле, новые человеческие отношения, зародыши и основы которых существуют уже сегодня. Трагическая реальность коронавирусного кризиса, которая делает как никогда актуальным запрос на создание «общего», подтверждает его правоту. «У нас есть три жизни, если только мы доживём до пенсионного возраста, который неолибералы всячески пытаются повысить», – говорил философ в документальном фильме, который снял о нём Марсель Родригес. Он родился в период между двумя войнами, 9 декабря 1926 года, в Шамбери, департамент Савойя. Люсьен Сэв, выходец из среды мелкой провинциальной буржуазии, родился в светской и хорошо образованной семье, а в 1945 году поступил в престижную Высшую нормальную школу на улице Ульм, где изучал труды мыслителей «от Сартра до Маркса». «Испытывая неприязнь» к богатым парижским буржуа, он предпочитал общаться с «активистами из числа рабочих», которых он встретил среди членов ФКП, а в 1950 году вступил в эту партию. Он был вынужден дорого заплатить за свои убеждения, став жертвой антикоммунизма, укрепившегося в то время в академической среде. Люсьен Сэв начал работать преподавателем во французском лицее Брюсселя, но в мае 1950 года был отстранён от должности после нескольких лекций, организованных посольством Франции, где он провозглашал идеи марксизма. Его перевели в лицей города Шомон, департамент Верхняя Марна. Директор этого учебного заведения сразу предупредил нового сотрудника о грозивших ему строгих административных санкциях, и в 1951 году тот предпочёл отправиться на военную службу, не дожидаясь призыва. «Мы уже были в войсках под командованием Массю. Через младших лейтенантов в армию начали проникать идеи фашизма», – вспоминал он. Вернувшись из армии, Люсьен Сэв энергично взялся за преподавательскую работу и за исполнение новых обязанностей в рядах ФКП. В одной из своих первых книг «Марксизм и теория личности» (Editions sociales) он действенно, без лишней полемики, но по существу возражает Луи Альтюссеру, своему знакомому по учёбе в ENS, который рассматривал марксизм как теоретический антигуманизм – так как левые политические лидеры были причастны к классовой борьбе. Вопреки наивному или извращённому гуманизму, отрицающему как историю, так и классовую борьбу, Люсьен Сэв заложил основы действенного гуманизма, основанного на конкретике и движении. Он до последних дней отстаивал живой взгляд на коммунизм, пропагандируя его тем, кто считает себя сегодня сторонниками этого течения. Философские воззрения Люсьена Сэва, который был членом центрального комитета ФКП, порой несколько расходились с ее основной линией. Оживлённые дебаты среди однопартийцев вызвала публикация его книги «Современная философия и её генезис от 1789 года до наших дней» (Editions sociales), изданной в 1962 году. Автор предлагал отойти от догматической трактовки марксизма за счёт творческого развития этого учения. Вдохновившись дебатами в центральном комитете Аржантёя в марте 1966 года – между Гароди и Арагоном с одной стороны, и Альтюссером с другой – Люсьен Сэв занял особую позицию: он критиковал подход Гароди, и, в то же время, упрекал Альтюссера за недостаточно внимательное прочтение Маркса. В 2010 году Люсьен Сэв вышел из ФКП, но не перестал общаться с её активистами.
|
|