Pravda.Info:  Главная  Новости  Форум  Ссылки  Бумажная версия  Контакты  О нас
   Протестное движение  Политика  Экономика  Общество  Компромат  Регионы
   Народные новости  Прислать новость
  • Компромат

  • Еврейская диаспора в США: современное ортодоксальное течение - 2009.10.22

     Автор: Эстер Сурикова

    Еврейская диаспора в США: современное ортодоксальное течение

    Численность американских евреев по оценкам различных исследователей составляет от 6 до 10 млн человек. Вследствие высокого уровня жизни и электоральной активности американские евреи играют важную роль в политической жизни США: так, израильское лобби является одной из самых влиятельных этнических лоббистских групп Америки. В то же время, еврейская община США неоднородна - многие аналитики подчеркивают тенденцию к возрастанию влияния ортодоксального течения в иудаизме при современных условиях жизни американской еврейской диаспоры.

    Процесс модернизации современного иудаизма начинается во второй половине XIX в. в США. Руководители синагоги, не вычеркивая ни одного догмата иудаизма и не добавляя ни одного нового, стали в мелочах "обновлять" иудейское вероучение. Одни из них несколько видоизменили раввинистические традиции и стали проповедовать "консервативный иудаизм", другие пропагандировали привезенный в США в конце прошлого века зажиточной частью иммигрантов из Германии так называемый реформированный иудаизм. Нововведения реформистов были весьма скудны.

    Они касались, например, порядка богослужения в синагогах. Эти богослужения стали проводиться не на древнееврейском, а на английском языке. Были осовременены костюмы раввинов. В подражание христианской церкви раввины ликвидировали в синагоге перегородки, отделявшие мужское отделение от женского. Особенность же так называемого "консервативного иудаизма" заключается в том, что его приверженцы высказывались за строгое соблюдение всех иудейских традиций, но в то же время и за их приспособление к современным американским условиям.

    Тем не менее, значительная часть американского еврейства, не соблюдающего религиозных традиций, тем не менее поддерживает связь с ортодоксальной синагогой и общиной; эта связь - результат привычки и взгляда на ортодоксию как на "подлинное еврейство". Готовность американской ортодоксии сотрудничать с теми кругами еврейства, в которых принято соблюдение лишь торжественных еврейских ритуалов (зажигание субботних свечей, поминовение мертвых, обрезание и т. п.), объясняется открытостью и плюрализмом ортодоксальной общины и ортодоксальных раввинов в США.

    Здесь ортодоксальный раввин выступает главным образом в роли проповедника, организатора молодежи, признанного авторитета общины и консультанта по личным вопросам; значение раввина как галахического авторитета второстепенно. Обычно американский ортодоксальный раввин получает широкое образование и понимает общественные проблемы, с которыми сталкиваются евреи США в повседневной жизни.

    Почти каждый исследователь современного американского ортодоксального течения в иудаизме отмечает тенденцию к его склонению к правому флангу; некоторые огорчены этой тенденцией, другие, напротив, отмечают ее позитивное влияние. Тем не менее, многие социологические факторы свидетельствуют о неизбежности большей изоляции и ритуальной строгости ортодоксального иудаизма в современном обществе.

    Особое место среди других направлений в рамках иудаизма занимает современное ортодоксальное течение, представлявшее собой успешно развивающееся движение еще до Второй Мировой Войны. Однако, несмотря на подобное преобладание, эмиграция после окончания военных действий большого количества ультраортодоксальных евреев, переживших Катастрофу в сочетании с активным развитием консервативного иудаизма и его идеи американизации, привели к спаду популярности современного ортодоксального течения в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ века.

    Это оказалось временным явлением - развитие мультикультурного общества, появление движения баалей-тшува и его идеологии возвращения к жизни, основанной на традиционных еврейских ценностях, существенным образом повлияли на самовосприятие еврейского населения США, и современное ортодоксальное течение получило новые импульсы к существованию, превратившись, таким образом, в одно из наиболее перспективных внутрирелигиозных направлений.

    Современное ортодоксальное течение придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрируя их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. Наиболее распространенная форма, которой данное движение представлено в США, является "Тора у-мада" (Тора и наука) - подход, преследующий цель анализа отношений светского мира и иудаизма, научного знания и знания, заключенного в Торе (в широком смысле), предлагающий совмещать изучение Торы с получением также и светских знаний, что ведёт к положительному для человека вовлечению в жизнь общества.

    Пропагандируя позицию синтеза светской культуры и религиозной традиции еврейского народа, современное ортодоксальное течение сталкивается сразу с несколькими проблемами - с одной стороны, это опасность ассимиляции и угрозы со стороны секулярного общества, с другой стороны - отток верующих в сторону ультраортодоксального сектора.

    Определенные проблемы создает и серьезный кризис лидерства, переживаемый в настоящий момент ортодоксальным течением в США. Выдающиеся лидеры 20 века - рабби Йосеф Б. Соловейчик, рабби Моше Файнштейн, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон - вышли из игры, не оставив преемников. Рабби Аарон Лихтенштейн, зять раввина Соловейчика и глава иешивы Хар-Ацийон в Израиле недавно с сожалением признал недостаток "гедолим" (гигантов) первого класса в среде американского еврейства.

    Возможно, это одна из причин, по которой американские евреи нередко обращаются к израильским раввинам и иешивам в поисках кандидатур для руководства. Когда молодой американский еврей говорит о своем Ребе, шансы, что эти слова адресованы к какому-либо представителю израильского религиозного еврейства, очень высоки.

    Остается только предполагать, достаточно ли хорошо израильские раввины ориентируются в еврейской религиозной среде США, чтобы осуществлять над ней соответствующее руководство. Исторически сложилось, что религиозные течения, не способные организовать самоуправление на местном уровне, не достигли в Америке большого успеха - по крайней мере, в долгосрочной перспективе.

    Ортодоксальное течение США представляет собой структуру, расколотую внутри глубокими противоречиями - в первую очередь, на предмет противостояния или взаимодействия в отношении влияния современной жизни. В этом нет ничего нового - Джеффри Гурок демонстрировал, что подобные противостояния в жизни ортодоксального общества находят практическое воплощения еще в 19 веке, и аналогичные конфликты имеют место почти во всех американских религиозных конфессиях.

    Данное явление имеет свои преимущества - каждая сторона представляет собой систему сдержек и противовесов для другой. Проблема заключается в том, что в отсутствии руководителей, пользующихся широким влиянием, противоречия между современным (центристским) и ультраортодоксальным (правым) крылом иудаизма становятся более глубокими и принципиальными.
    В одном из своих выступлений рабби Эля Свей, известный член правого крыла Агудат Исроэль назвал главу Иешива-Университета Нормана Ламма "врагом Вс-вышнего", не согласившись впоследствии отказаться от своих обвинений.

    Более того, многие представители современного ортодоксального течения, включая сенатора Джозефа Либермана, обнаружили, что деятели правого крыла вообще не относят их течение к ортодоксальному иудаизму. Неудивительно, что профессор Вильям Б. Хелмрейх и Реуэл Шинар в своих недавних исследованиях подчеркнули серьезность положения, в котором оказалось современное ортодоксальное течение. Вопрос, однако, заключается не в том, продолжит ли современная ортодоксия свое существование, - у него имеются тысячи сторонников.

    Принципиально важно понять, сможет ли современное ортодоксальное течение существовать как отдельное течение или (как это уже произошло со многими протестантскими течениями, столкнувшимися с теми же вызовами) оно обособится до такой степени, которая повлечет за собой его раскол. Тот факт, что ортодоксальное течение, в отличие от консервативного и реформистского иудаизма, не имеет каких-либо сильных и прочных связей между своими отдельными направлениями, все в большей степени создает условия для опасности такого рода.

    Значительное влияние на сложившуюся ситуацию оказывает и так называемая "утечка мозгов" в среде американского ортодоксального иудаизма - его лучшие и наиболее яркие представители направляются для получения образования в израильских иешивах, и неудивительно, что многие из них остаются в Израиле. Даже те, кто возвращается в США и достигает выдающихся успехов, нередко имеет серьезные намерения вернуться на Святую Землю при первой удобной возможности.

    Так, например, поступил рабби Шломо Рискин, один из наиболее успешных и известных раввинов американского ортодоксального иудаизма за последние десятилетия, покинувший свою общину в Нью-Йорке, чтобы совершить репатриацию в Эфрат. Его успех в построении еврейской общины в Нью-Йорке был действительно выдающимся, однако после репатриации раввина община пришла в состояние упадка, а ортодоксальное течение в США потеряло одного из своих наиболее динамичных религиозных лидеров.

    История ортодоксального иудаизма Соединенных Штатов содержит огромное количество таких примеров - выдающиеся мужчины и женщины, имеющие все предпосылки для того, чтобы внести значительный вклад в развитие религиозного течения в США, предпочитают этому репатриацию. С точки зрения Израиля это явление может рассматриваться как весьма позитивное, однако в отношении США, исследователи нередко задаются вопросом, может ли течение, теряющее наиболее ярких своих представителей рассчитывать на успешную и продуктивную деятельность?

    Важное место в проблеме кризиса руководства современного ортодоксального течения занимают различного рода скандалы, в которые оказались вовлечены те или иные крупные лидеры направления. Тайна, окружающая недостающие записи лекций и уроков раввина Соловейчика, уже бросила тень на репутации некоторых деятелей. Как утверждает Сэмюэл Г. Фридман в статье "Modern Orthodox Jews have a Hero but not all his words", опубликованной 22 мая 1999 года в газете Нью-Йорк Таймс, вскоре после смерти раввина Соловейчика, его сын Хаим Соловейчик утверждал, что большая часть его интеллектуального наследства загадочным образом отсутствовала.

    В судебном и внесудебном порядке он преследовал цель распространения аудио-записей более 1800 лекций по Талмуду и еврейскому религиозному закону (Галахе), которые его отец прочел на протяжении 15 лет. Потерю данной информации он оценивал как нарушение еврейского религиозного права и законов интеллектуальной собственности.

    Усилия, прилагаемые раввином Соловейчиком, породили огромное количество разногласий, однако они имеют большое значение для еврейского религиозного мира, поскольку помимо того, что его отец написал большое количество книг и эссе, свое религиозное мировоззрение он в первую очередь выражал посредством "шиурим" (уроков), что имеет особенное значение сейчас, когда современное ортодоксальное течение нередко подвержено острой критике со стороны правого крыла ортодоксального иудаизма по поводу своей приверженности идеи достижения компромисса с современным обществом.

    В своей жизни и своей деятельности раввин Й. Соловейчик воплотил религиозную концепцию учения "Тора у-мада" (Тора и наука), представляющую собой сочетание религиозной традиции с современным знанием. По мнению р. Соловейчика, иудаизм обязывает человека к совершенствованию мира (тикун олам). По его определению, "человек Галахи" должен пытаться привнести в материальный мир святость и чистоту Б-жественного присутствия.

    В качестве признанного духовного лидера американского ортодоксального еврейства Соловейчик выступал за активное участие евреев в жизни современного общества. В своем преподавании Соловейчик использовал и развивал метод, разработанный дедом, однако в исследованиях, сочетающих изучение Галахи с разработкой философской мысли, он был новатором. Соловейчик считал, что Галаха основана на духовных и моральных принципах и что еврейское мировоззрение может быть построено только на Галахе. Стремление выявить "философию Галахи" отразилось в многочисленных статьях Соловейчика, в особенности тех, в которых галахические проблемы обсуждаются с философской точки зрения.

    Деятельность р. Соловейчика в движении "Мизрахи" и Галахической комиссии Раввинского Совета Америки оказала огромное влияние на жизнь американской еврейской общины - он разрабатывал и излагал идеи классического ортодоксального иудаизма в терминах современной философии, понятной еврейской интеллигенции, зачастую оторванной от своих корней.

    После смерти раввина Соловейчика в 1993 году его сын обратился к юридическому представителю отца Ю. Берману с просьбой вернуть хранящиеся у того аудиозаписи с лекциями отца. Под давлением, Берман и его коллеги вернули около 300 лекций, утверждая, что это - единственная информация, находящаяся в их распоряжении, однако рабби Хаим Соловейчик сохранил свои убеждения, что около 2000 лекций его отца, в первую очередь, датируемые период с 1969 по 1984 гг. отсутствуют.

    Связанный с кризисом лидерства период некоторого спада в развитии философии и теологической концепции современного ортодоксального иудаизма в условиях конкуренции с успешно функционирующим ультраортодоксальным обществом, предоставляющим широкие возможности в сфере образования и распространения еврейском традиции, и современным обществом, включающим в себя как полностью ассимилированный нерелигиозный мир, так и неортодоксальные течения, в некоторых случаях практически полностью отрицающие многие положения еврейской традиции, может представлять собой серьезную проблему для ортодоксального модернизма в дальнейшем и стать серьезным основаниям для внутренней полемики и даже расколов течения.

    Влияние окружающего мира и свойственных ему в настоящий период тенденций, проявляющихся не только в рамках иудаизма, но и других религиозных конфессий, является важным фактором, формирующим идеологическую позицию общества. Действительно, исследователи и историки придерживаются различных точек зрения в отношении перспектив развития современного ортодоксального иудаизма в США и других странах мира, однако нельзя отрицать, что лежащая в его основе философия интеграции ортодоксальных принципов, ценностей и традиций с современной культурой и цивилизацией является весьма актуальной в условиях американского общества и играет значительную роль в духовной и общественной жизни американского еврейства.

    вернуться на главную
     
  • Новости
  • 2009.11.20
    На западе Москвы под землю провалились две машины
    2009.11.20
    В Москве отныне рабам помогать не будут
    2009.11.20
    Путин боится Ходорковского, который надеется на Медведева
    2009.11.20
    В Дагестане во дворе собственного дома тяжело ранен мулла
    2009.11.20
    "Кубаньмелиоводхоз" под видом выполнения госзаказа хочет использовать государственные деньги в коммерческих целях?
    2009.11.20
    Три Магомедовых и один беспартийный претендуют пост президента Дагестана
    2009.11.20
    Нацболы провели пикет под окнами ИВС, где содержится Лимонов
    2009.11.19
    Украинские менты и СБУшник занимались вывозом радиоактивного металла из чернобыльской зоны
    2009.11.19
    Бывший московский банкир проведет 7 лет за решеткой за многомиллиардные махинации
    2009.11.19
    В Новороссийске открылась общественная приемная майора-разоблачителя Дымовского
    2009.11.19
    Конституционный суд решил, что смертной казни в РФ не будет
    2009.11.19
    Прокурор Москвы оказывает давление на суд по "делу Лимонова" (видео)
    2009.11.19
    Менты готовятся разгонять соратников Ивана Хуторского на его похоронах
    2009.11.19
    В Британии начали бастовать тюремщики
    2009.11.18
    В Волгоградской области районный ментовский начальник за взятки получил 7 с половиной лет



       Студия АИР
      
  • Статистика
  •    Rambler's Top100
      
  • Народные новости
  • 2009.11.19
    В какой глубокой луже сидит КПРФ
    2009.06.11
    У Социалистического Сопротивления Казахстана появился новый сайт
    2009.06.09
    Сайт gshimki.ru возобновил свою работу
    2009.04.07
    Ставь подпись против ЕГЭ!
    2009.03.29
    Выходит из печати антология "Образование Коммунистического Интернационала. Март 1919 года"

  • Последние статьи
  • 2009.11.21
    В Новочеркасске прошел пикет Левого Фронта в поддержку 31 статьи конституции РФ
    2009.11.20
    На западе Москвы под землю провалились две машины
    2009.11.20
    В Москве отныне рабам помогать не будут
    2009.11.20
    Путин боится Ходорковского, который надеется на Медведева
    2009.11.20
    Новый профсоюз – первые победы, первые жертвы…
    2009.11.20
    В Дагестане во дворе собственного дома тяжело ранен мулла
    2009.11.20
    "Кубаньмелиоводхоз" под видом выполнения госзаказа хочет использовать государственные деньги в коммерческих целях?
    2009.11.20
    Три Магомедовых и один беспартийный претендуют пост президента Дагестана
    2009.11.20
    Нацболы провели пикет под окнами ИВС, где содержится Лимонов
    2009.11.20
    Существующая в России власть сделала насилие своей сутью
    2009.11.20
    Ксенофобия большинства и ксенофобия меньшинства
    2009.11.20
    Война с "исламским террором" - империалистическая провокация
    2009.11.19
    Украинские менты и СБУшник занимались вывозом радиоактивного металла из чернобыльской зоны
    2009.11.19
    Дело Лапиных. Опека не может угомониться!
    2009.11.19
    Бывший московский банкир проведет 7 лет за решеткой за многомиллиардные махинации


    На главную   Протестное движение   Новости   Политика   Экономика   Общество   Компромат   Регионы   Форум

    разработка Maxim Gurets | Copyright © 2007 PRAVDA.INFO