Павел Былевский: Антикоммерческий и по духу -
2005.02.17
Премьера кинофильма «Пыль» стала крупным событием культурной жизни, почти незамеченным официальной культурной тусовкой. И поделом ей, этой тусовке, чей удел ныне поп-искусство для толпы или андеграунд для почти что никого. Показ проходил в бывшем кинотеатре «Новороссийск», ныне распавшемся на Центральный дом предпринимателя и киноклуб «35 мм». Большой зал был забит битком, люди стояли в проходах и сидели на перилах.
Профессор (Пётр Мамонов) и Лёша (Алексей Подольский)
Сам я немного опоздал, с трудом протиснулся между двумя девушками и уйти, дождавшись сцены со своей эпизодической ролью, чтобы потом посмотреть фильм целиком в комфортной обстановке на DVD или на кассете. Не вышло: первые несколько минут просмотра захватывают полностью, и это давно забытое, редкое ныне чувство. Тем более удивительно, что фильм этот не просто некоммерческий, а антикоммерческий и по духу, и по способу производства.
Полнометражный художественный фильм «Пыль» снят творческим объединением «Свои 2000», режиссёр Сергей Лобан, сценарий написала Марина Потапова, на цифровую видеокамеру снимал с плеча её муж Дмитрий Модель. «Свои 2000» прямое продолжение предыдущего проекта «За анонимное и бесплатное искусство» (ЗАиБИ). В ролях только один профессиональный актёр, да и тот бывший рок-неформал Пётр Мамонов.
режиссер Сергей Лобан и Лёша (Алексей Подольский)
Остальные роли исполняют знакомые и друзья создателей фильма рэперы White Hot Ice и Руставели, DJ-Агеев и экс-ведущая МузТВ Белка Лариса Пятницкая, филолог-шансонье Псой Короленко и режиссер Глеб Михайлов, автор фильма «Черный Фраер».
Расширенно жанр фильма можно определить как героическую социально-политическую сатиру с элементами фантастики в гоголевском духе. Главный герой, как и персонаж «Шинели» «маленький человек», только современный добродушный подросток-переросток, размазня и рохля, толстяк и очкарик Лёша. Фабула такова: сотрудники ФСБ убеждают Лёшу за неплохие деньги «послужить Родине». В секретной лаборатории полубезумный профессор в исполнении Петра Мамонова просвечивает его чудо-излучением. В течение мгновений Лёша видит себя настоящим суперменом: накачанным красавцем с волевым, пронзающим душу взглядом. Это вспышка, это озарение, это момент истины, после которого жизнь уже не может течь по-прежнему.
Но эксперимент закончен, о нём теперь нельзя говорить и нужно постараться забыть. Деньги получены, впереди серая обыденная жизнь Однако ясно, что после пережитого по-прежнему больше «так жить нельзя» Сцены современного быта сняты предельно реалистично и в то же время гротескно. Убого всё: тренажёрный зал, где пытается «качаться» главный герой, убоги пыхающие ганджубас юные завсегдатаю ночных клубов, убога «крутая» новая русская мелкотня на своих «бумерах» и джипах.
Большая мечта овладевает Лёшей, превращается в напасть, в манию, сверхтело его, собственное сверхтело! мерещится ему всюду. Всё становится неглавным кроме Сверхзадачи: снова почувствовать себя Героем, пережить чувство Настоящей Жизни, пусть даже на мгновения. Но никто не может помочь главному герою. Серая жизнь и её хозяева, которых олицетворяют сотрудники ФСБ, полусумасшедший профессор убеждают Лёшу: ты пылинка. Тебя использовали для эксперимента, заплатили бабки, вот тебе на всякий случай «телефон доверия» будь доволен, теперь только надо «забыть всё». Бесчеловечен не сам по себе опасный эксперимент, в ходе которого «объект» может быть «распылён», антигуманно отношение к человеку как к «пылинке».
В своей неутолимой страсти, в роковой борьбе Алексей трагически одинок, никто не может ему помочь. Милая, добрая бабушка не понимает беса неведомой мечты, который вселился во внука. Человеколюбивым сектантам-евангелистам нужен просто новый член общины. Уморительные правозащитники, узнав о «преследованиях ФСБ», предлагают Лёше как «потомственному диссиденту» статус политического беженца в одной из «цивилизованных стран» А настоящих друзей у него, похоже, никогда и не было.
В пухлом теле этого даже не «маменькиного сына», а «бабушкиного внучка» просыпается натура гладиатора. Лёша мечтает не о зимнем пальто «от Версаче», а о Настоящей Жизни. И проявляет настоящий характер, вступает в схватку со всемогущим ФСБ, готов подкупать и захватывать заложников, а если надо то заплатить за свою мечту собственной жизнью. Алексей самостоятельно разыскивает секретную лабораторию, пытается проникнуть в неё, его избивают, угрожают упечь куда следует Но это только разжигает энергию борьбы. Не останавливает его даже последнее предупреждение: о при повторном облучении он может погибнуть, превратиться в пыль физическую
Фильм вплоть до драматического финала смотрится на одном дыхании, зал дышит как живое существо и взрывается аплодисментами удачным сценам.
Вот так, оказывается, творческое объединение из трёх человек может снять настоящее кино при почти полном отсутствии какого-либо бюджета.
А весь многоглавый голливуд вместе с российскими подражателями и творцами телесериалов уже не способны за десятки миллионов долларов снять кино, от которого хоть что-то бы оставалось в душе. В нынешнем мире деньги и полезность людям, а тем более высокий смысл, талант и вдохновение совсем разные вещи. Да и какая может идти речь о деньгах, если перед нами настоящее «излучение чувства жизни» в окружающее пространство?
Кинофильм «Пыль» - это анти-«Асса», современный манифест культурного протеста. Вроде бы как «тусовочный» фильм, снятый по канонам, схожим с соловьёвскими, но противоположный по смыслу. В финале «Пыли жёстко «зеркалится»: песня Виктора Цоя «Мы ждём перемен» - исполнитель «распальцовками» ведёт параллельный сурдоперевод текста. Перемены вновь нужны но иные, не те, которые предваряла горбачёвская перестройка. Да и тогда, наверное, были нужны совсем другие перемены. И мы не «ждём» этих новых перемен, а готовим их и сами будем осуществлять.