|
Чеченский имидж - 2007.09.18 Автор: Тимур Алиев, "Чеченское общество"
Античеченская пропаганда весьма успешно поработала над созданием негативного представления в мире о чеченцах. Теперь, чтобы изменить его, чеченское общество должно и самостоятельно поработать над своей репутацией, воспитывая внутри себя людей с позитивной общемировой узнаваемостью. Чеченцы - не самый многочисленный народ в мире, значительно уступающий по этому показателю китайцам, индийцам и даже мексиканцам. Но если судить о народе не по количеству его представителей на планете Земля, а применить такой показатель, как узнаваемость, то чеченцы на сегодняшний день наверняка окажутся в мировых лидерах. При упоминании слова «Чечения» таксист-пакистанец в Германии скажет - «у вас была большая война», продавец сувениров в Норвегии посетует на Россию, «захватившую вашу страну», а официант в Стамбуле скажет, что у него есть «знакомый чеченец по имени Магомед». Такую известность чеченский этнос получил совсем недавно и, учитывая обстоятельства, при которых это случилось - войны, жертвы, разрушения - любой чеченец готов воскликнуть - «не нужна нам такая известность». Принцип «имя любой ценой» хорош для шоу-бизнеса и для определенного рода политики, а не для людей, искренне переживающий за свой народ и за своих соотечественников. Но если сузить рамки и поговорить об известности чеченцев в пределах географии бывшего СССР, то оказывается, что здесь существуют несколько иные образы для узнаваемости. Опрос, проведенный не так давно в русскоязычном Интернете, выдал такие оценки чеченцам - «лживые», «коварные», «криминальные». И лишь одна характеристика была скорее положительной, чем отрицательной - «такие же, как все». Как это не смешно и не возмутительно одновременно, но именно так представляет себе чеченцев российское общество. Более того - и ведет себя в соответствии с этим представлением. Кому стараются не сдавать квартиры риэлтеры в российских городах? Чеченцам. Кого по полчаса с полным пристрастием проверяют пограничники на таможенных терминалах при выездах за границу? Чеченцев. Кого в первую очередь «за глаза» обвиняют телезрители, услышавшие по ТВ об очередном громком убийстве? Опять же чеченцев. Бесполезно в данном случае негодующе потрясать кулаками, общественное мнение - это «зверь», который питается вовсе не логикой. Понятно, что такой имидж у чеченцев не возник на пустом месте. Информационная пропаганда, в течение последних пятнадцати лет служившая подмогой в деле военных действий в Чечне, сработала на «ура». Страшилки о чеченцах-рабовладельцах, о чеченцах-террористах, озвучиваемые по всем федеральным телеканалам, прочно осели в головах российских зрителей. Да с этим можно бороться - можно подавать в суд, можно требовать извинений, но бесполезно - общественное мнение этим не изменить. Необходима работа совсем иного рода, причем, долгая и болезненная. Возможно, конечно, стоит требовать от Кремля - «создали из нас монстров, теперь давайте обратно» - если не в ангелов, то хотя бы в обычных людей. Но репутацию всегда легче подмочить, и очень сложно потом восстановить. Потому можно и нужно работать над репутацией самим - без оглядки на Кремль, интересы которого чаще всего сиюминутны и изменчивы в зависимости от политической конъюнктуры. Что имеется в виду под словами «работать над репутацией самим»? Дело в следующем. Как известно, мнение о народе составляется, в том числе, по отдельным, самым ярким его представителям. А кого из чеченцев знают в мире? Шамиля Басаева, Рамзана Кадырова и в исторической ретроспективе Абдурахмана Авторханова. Кого из чеченцев знают в России? Помимо уже вышеперечисленных, еще - Махмуда Эсамбаева, Руслана Хасбулатова, Асламбека Аслаханова, возможно, Умара Джабраилова или Бувайсара Сайтиева. Опять - политики, бизнесмены, военные, спортсмены. А есть ли среди них деятели культуры, литераторы, кинорежиссеры, композиторы, философы, ученые физики или математики? За исключением Эсамбаева - нет. Да, у чеченцев были писатели - например, Абузар Айдамиров. Но его популярность не вышла за пределы республики. В Чечне были и философы-общественные деятели - Кунта-хаджи, Ташу-хаджи. Но Льва Толстого знали в мире, а Кунта-хаджи - нет. В то же время кого знают в мире из представителей соседей по Северному Кавказу? Отвечаем, практически не задумываясь. Дагестан знаменит поэтом Расулом Гамзатовым, Северная Осетия - дирижером Гергиевым, даже Кабардино-Балкария - Катей Лель, Димой Биланом и Сати Казановой (увы, но в современном мире поп-кумиры иногда значат ничуть не меньше, чем философы). Но у Чечни нет даже своей Кати Лель. Конечно, нет никакой нужды воспитывать чеченского Диму Билана, совсем наоборот - нет и не надо. Но вот свои Моцарты, Канты и Кафки Чечне очень нужны. А еще неплохо бы иметь чеченских Педро Альмодовара, Паоло Коэлья или даже Жан-Франко Ферре. Нужны люди, которые способны дать что-то новое не просто своему народу, но всему человечеству. Только выйдя за узкие рамки исключительно национальных интересов, можно оказаться полезным своему народу и своей нации в общемировом масштабе. Где их взять? Понятно, что их не назначишь приказом сверху и не получишь за два дня. Для этого нужно развитое просвещенное общество, несколько десятилетий мирной жизни и одно-два поколения людей, появившихся на свет в таких условиях. Ведь до сих пор у чеченцев не было и шанса для появления всего вышеперечисленного. Начиная с 1785 года, с периодичностью как минимум в 20-30 лет на территории Чечни постоянно происходили войны, «зачистки» и выселения. Элементарно не было возможности заниматься образованием, помимо военного или же сопутствующего ему. Отдельные представители (подобно Кунта-хаджи) были скорее исключением из правил. Но правила нужно и можно менять. Просвещение - вот первый шаг на этом пути. И здесь большая надежда на ту молодежь, что сейчас живет за пределами Чечни в той же Европе. Общение с иными культурами, возможности западного образования позволят молодым чеченцам, не теряющим свою ментальность, раздвинуть собственные горизонты познания. Очень легко «вариться в собственном соку», рассуждая о собственном величии и всегда находя поддакивающих тебе в этом. Но расширить рамки понимания мира и увидеть, что на самом деле ты всего лишь раздвигаешь границы своего невежества, потому что мир слишком грандиозен - первый симптом того, что ты на верном пути. Кстати говоря, это может быть важно не только для позитивизации имиджа Чечни и чеченцев в мире. Появись хотя бы первый такой «маячок» в чеченском обществе, и он станет новым ориентиром для молодежи, а рост подобных ему людей пойдет в уже арифметической прогрессии. Авторитетами станут не борцы и не военные, а люди с иным складом ума. И это станет отправной точкой и в поднятии имиджа чеченского народа, и в оздоровлении самого чеченского общества. |
|
На главную Протестное движение Новости Политика Экономика Общество Компромат Регионы Форум |
разработка Maxim Gurets | Copyright © 2007 PRAVDA.INFO |