Быть свободным - страшно, но быть рабом - божьим или ещё чьим - противно -
2009.12.07
Автор:
Илья Федосеев
"Всякий боженька есть труположество" - писал Владимир Ильич. Наверно, он был прав, но лично я скажу несколько иначе: всякий боженька есть трусость. Сейчас попробую обосновать эту мысль.
Зачем, собственно, означенный боженька нужен современному человеку, живущему в Европе века примерно с восемнадцатого? Нужен он единственно для того, чтобы скрыть, спрятать кое-какие страшные для человека истины.
Истина первая: человек пребывает с миром один на один. Иначе говоря, есть ты, есть мир - а больше никого нет, и никто между вами не стоит. И свои взаимоотношения с миром ты можешь определять только сам.
Вторая истина: любой твой поступок воздействует на мир (и вызывает реакцию с его стороны) - и при этом определяется по твоей собственной (я подчёркиваю, именно твоей!) нравственной шкале как добрый или дурной - и вызывает реакцию уже со стороны твоей совести. И отвечать нужно только перед этими двумя - но по полной мере.
Ну и третья истина, страшнее первых двух: никто и никогда не скажет тебе, правильно ли ты поступил. Если ты делаешь выбор, то это твой выбор, и больше ничей. Можно, конечно, делая его, опереться на чей-то авторитет (я не так давно писал о страстной потребности в таком авторитете, "совести нации", у нашей интеллигенции) - но где вы возьмёте такой авторитет, который нельзя опровергнуть? Таких нет и быть не может. И единственным нравственным авторитетом для тебя можешь быть только ты сам, твоя совесть. Только ведь это очень строгий судья, и многие пытаются спрятаться от него за спину другого судьи, более доброго - того самого боженьки.
Коротко говоря, быть свободным - страшно. Но ведь быть рабом (божьим или ещё чьим - неважно) противно, не так ли?
| |
|