При социализме у религии и атеизма должен быть равный статус -
2010.06.21
Автор:
Шмуэль Ерушалми
Заявление израильского поэта Шмуэля Ерушалми
В советскую эпоху в Конституции СССР была статья, закреплявшая за Атеизмом главенствующий статус по отношению к религии. С одной стороны, я понимаю основателей первого в мире рабоче-крестьянского государства в их таком негативном отношении к религии. (Ведь в дореволюционную эпоху многие представители - как Русской Православной Церкви, так и других религиозных конфессий - в открытую поддерживали царя против народа). И, по всей видимости, именно этим и вызваны гонения на религию первых десятилетий Советской Власти, а также возведение Атеизма в ранг чуть ли не новой государственной религии. Но, а с другой стороны, если мы посмотрим на религию в целом, то мы увидим, что религия и религиозные круги - вещь совершенно неоднородная. Среди представителей всех без исключения религий во все времена, наряду с подонками и сторонниками подавления народных масс, всегда были и очень прогрессивные, а зачастую и по-настоящему революционные персонажи. Начиная с предания об Исходе из Египта израильских колен, во главе с Моше (Моисеем), и кончая сегодняшними религиозными движениями, сочетающими религию и социализм, религия неразрывно была связана с социальной, а по существу, классовой борьбой.
Если мы пристально посмотрим на действующие сегодня религиозные движения, то мы увидим, что, например, в том же Египте в последние годы во главе забастовок рабочих египетских предприятий стоит ни кто иной, как Братья-Мусульмане - являющиеся крупнейшей мусульманской организацией Египта. А гуляя по российскому интернету, я то тут то там, натыкаюсь на сайты движений (правда, немногочисленных), проповедующих христианский социализм.
Нет сомнения, что многие религиозные организации, помогая забастовочным и другим протестным движениям в их борьбе, делают это и из чисто политического интереса тоже. Ведь поддержка какой-то массовой забастовки или демонстрации протеста со стороны того или иного движения зачастую приносит данному движению дополнительную поддержку масс, что особо важно для движений, участвующих или думающих об участии в выборах. Но, с другой стороны, сам факт поддержки со стороны религиозных организаций движений социального протеста делает эти организации, в той или иной мере, союзниками коммунистов.
Надо понимать, что за годы, прошедшие с Октября 1917 года, в мире многое изменилось, в том числе и в религии. И прежде всего стоит отметить факт, что в религиозных кругах постоянно растёт число людей, пересмотревших своё отношение к социализму и переставших видеть в этой идеологии нечто негативное. Сегодня зачастую наиболее резкая критика в адрес капитализма и связанных с ним несправедливостей исходит из уст представителей прогрессивной части духовенства. Сегодня мы имеем неоценимый опыт - протяжённостью в десятилетия - участия целых католических церквей (включая священников) на территории Латинской Америки в революционных движениях, действовавших и действующих поныне в этой части света. В этой связи особо стоит подчеркнуть ту роль, что в 1970-ые гг. сыграло католическое духовенство Никарагуа в победе Сандинистской Революции 1979 года. Также нельзя оставить незамеченным участие религиозных кругов Аргентины в революционных движениях протеста на территории этой страны. Там уже давно действуют целые церкви, именующие себя революционными. Кроме того, можно заметить, что и в той части духовенства, которая продолжает оставаться приверженцем капитализма, растёт понимание того вреда, что капитализм с его культурой потребления наносят человечеству. Сегодня именно из уст церкви, а также мусульманского и иудейского духовенств (в том числе, официальных) можно услышать высказывания с достаточно резким осуждением эксплуатации и неравномерного распределения ресурсов в капиталистическом обществе. От сегодняшних священнослужителей всё чаще исходят призывы считаться с потребностями и правами рабочих. Я уже не говорю о том негодовании, что у многих верующих вызывает "культура" потребления с её погоней за прибылью и жаждой наживы. Одним словом, религия двадцать первого века и религия 1917 года - это две совершенно разные вещи.
Вне всякого сомнения, нам, сегодняшним коммунистам, стоит пересмотреть своё отношение к религии. Наша борьба должна быть направлена против реакции - вне зависимости от того, какова эта реакция - религиозная или светская. А религия как таковая не может являться врагом подлинного коммуниста. Мы не должны бороться с религией, а наоборот, искать пути к сотрудничеству с той частью религиозных кругов, что занимают прогрессивную позицию по тем или иным вопросам. В религии как таковой мы должны видеть союзника во всём, что касается сохранения высокого духовного уровня народных масс.
В этой связи хочу отметить, что в последние месяцы я углублённо изучаю опыт Прогрессивной Социалистической Партии Украины во главе с Наталией Витренко по сочетанию социализма и религии. Этот опыт тем поучителен, что доказывает возможность существования и развития религии в рамках будущего коммунистического общества. В Партии Витренко, являющейся одной из наиболее последовательных коммунистических организаций современной Украины, действуют сообща как светские, так и религиозные активисты. Связь с религией и духовностью не только не мешает социалистическому облику этой партии, а напротив, благодаря такому сочетанию ПСПУ легче выходить в народные массы и привлекать на свою сторону новых сторонников.
Вне всякого сомнения, будущим социалистическим режимам будет необходимо учесть ошибки советского прошлого во всём, что касается отношения к религии. Другими словами, в социалистических странах будущего и у атеизма, и у религии должен быть совершенно равный статус, когда будет разрешена в равной степени (в том числе и по конституции) как атеистическая, так и религиозная пропаганда. В виду того, что, по словам самого Владимира Ильича Ленина, социализм предполагает намного больше демократии и свобод, чем капиталистический строй - у людей должна быть возможность выбирать самим - между атеизмом и религией, или наоборот.
В социалистической стране у человека должна быть полная свобода выбора, в какой школе и в каком университете - светском или религиозном - ему учиться. Именно в социалистическом обществе у человека должно быть право не выходить на работу в день, считающийся выходным согласно религии, в которую данный человек верит. В конце концов, социализм как таковой не предполагает противодействие религии, из-за её бытности религией; социализм предполагает противодействие реакционным силам - вне зависимости от того, являются ли эти силы религиозными или светскими. Мы, марксисты-ленинцы, - за равенство и против эксплуатации человека человеком. Мы - за единение Рабочего Класса. Но мы не против религии, при условии, что религия служит положительным целям. Мы за право рабочего, учёного и любого другого человека решать самому - быть ему светским или религиозным, вегетарианцем или мясоедом. Только обеспечив народным массам право такой свободы выбора, мы сможем обеспечить истинные демократию и народовластие в социалистическом обществе будущего.