А если вспомнить еще гибель подлодки «Курск» и вслед за этим вышедшую в кинопрокат голливудскую ленту «К-19», то «72 метра» можно считать удачным рефлексированием на американский фильм. Конечно, фильм отличается от реальности хотя бы тем, что лодка без реактора, и погибает она из-за столкновения с миной времен Великой Отечественной Войны, а не из-за... , впрочем, не так, как в августе 2000-го.
Стоит отметить, как бы это странно ни звучало, что картина, собственно говоря, получилась крайне антипутинской. Безжалостно показывая весь трагизм положения на российском флоте, когда по месяцам нет топлива, чтобы выйти в море, и офицеры уходят в запои, от того, что им не платят денег и от них уходят жены. А главное, в фильме показано, что во всем этом виновата исключительно власть.
Режиссер Владимир Хотиненко при постановке картины выбрал единственно возможный сюжет: по фильму подлодка затонула на глубине 72 метров, в живых осталось только несколько подводников, из которых, в итоге, выжить удалось только одному человеку, и то не подводнику - простому ученому из какого-то НИИ, которого блестяще сыграл Сергей Маковецкий. Если бы не случилось такого немного «хэппи-энда» в российской обработке, было бы до неприличия похоже на горькую действительность, а если бы все выжили, то банальная «голливудщина».
По режиссерскому замыслу, картина построена так, что по мере закрутки сюжета становится интересной почти для всех целевых зрительских групп: для женщин предусмотрена сюжетная линия, связанная с женой одного из офицеров подлодка, которая вот-вот должна родить второго ребенка; для молодежи салага с «Децлом» в плеере. Ну а мужскую половину зрительного зала явно не оставит равнодушной сцена, где моряки, залитые по пояс водой в первом отсеке затонувшей подлодки, обнаружив работающими только 3 акваланга из 12, «вдруг» начинают петь песни и смеяться над старыми историями «из жизни». Иностранный зритель такого отношения к жизни никогда не поймет. Еще меня заставила содрогнуться сцена, рассказываемая одним из моряков про то, как, служа в Севастополе, их заставляли присягать на верность «рiдной Украiне».
«Рядовой Иванов -, раздается голос новоявленного «маршала», - и рядовой Иванов идет целовать жовто-блакитное знамя. Рядовой Коноваленко , рядовой Коноваленко! Коноваленко стоит, не двигаясь, и слышен только голос его командира, который с сарказмом произносит: ну что ж, ты, Иванов присягнул, а Коноваленко не будет?! Тогда пошли отсюда! И уводит под звук марша «Прощание славянки» большую часть отряда». На самом деле, это надо видеть, потому что передать то, как сами собой при этом на глазах наворачиваются слезы, нельзя.
Именно поэтому надо идти и смотреть. На мой взгляд, фильм «72 метра» обречен на зрительские симпатии, а соответственно, и кассовые сборы.